Отношение к аварийным комиссарам у автомобилистов отличается: одни считают данную службу необходимой и приносящей пользу, другие полагают, что это просто развод на деньги. Деятельность аваркомов строго регулируется должностными инструкциями.
Кто такой аварийный комиссар

Специалистов, оценивающих причиненный при ДТП ущерб, определяющих, является ли случай страховым, именуют аварийными комиссарами.
Суть профессии
Аваркомы становятся посредниками между сотрудниками ГИБДД, попавшими в ДТП автомобилистами и страховой компанией. Оформляются как юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Всех представителей профессии можно поделить на 3 группы, это:
- независимые специалисты, оказывающие услуги за денежное вознаграждение;
- штатные сотрудники страховых компаний, бесплатно оформляющие страховые случаи с учетом интересов работодателя;
- заключившие со страховщиками договор подряда частные лица, оказывающие платные услуги по каско.
Основные обязанности и задачи
Главными задачами комиссаров считаются:
- вызов скорой помощи, если в этом есть необходимость;
- фиксация обстоятельств ДТП;
- опрос граждан, находившихся во время аварии рядом, а значит, способных поделиться важными сведениями;
- осмотр пострадавших автомобилей, оценка нанесенного ущерба;
- составление документов, которые будут нужны позже;
- контакт с прибывшими на место происшествия сотрудниками ГИБДД.
Правовое обоснование действий комиссара
Аварийные комиссары проходят специальные курсы, получают сертификаты, дающие им право на ведение деятельности. При этом предпочтение отдается получившим юридическое образование. Нередко это бывшие сотрудники полиции, в частности ДПС.
Когда прибегают к услугам аваркома
Обратиться к аваркому может любой человек, попавший в дорожно-транспортное происшествие. При этом неважно, сам он нарушил правила или стал жертвой чужого несоблюдения ПДД. Вызов может совершить даже свидетель.
Если пострадавшие отсутствуют, участникам происшествия удалось договориться без привлечения третьих лиц, можно обойтись без привлечения комиссара.
Разрешается самостоятельное оформление ДТП (заполнение европротокола). Важно при этом иметь при себе нужный бланк в 2 экземплярах. Если он отсутствует, а ожидание сотрудников силовых структур затягивается, участники происшествия могут вызывать комиссара для экономии времени.

Кто оплачивает прибытие аварийного комиссара
Платить придется тому, кто решил вызвать специалиста. Участники происшествия могут договориться разделить расходы между собой. Иногда стоимость услуги уже включена в цену страховки. Этот нюанс лучше уточнить при покупке каско.
Цена вызова комиссара зависит от города. В регионах она редко превышает 1 000 руб. В Москве, Санкт-Петербурге может доходить до 2 000–2 500 руб.
В чем плюсы обращения к специалисту
Сотрудничество с аваркомом помогает сэкономить время. Специалист часто прибывает намного раньше, чем представители силовых структур, ГАИ.
Помощь инспектора помогает избежать ненужных стрессов, если в аварию попадает пожилой человек, водитель-новичок, мать с малолетними детьми.
Пострадавшие нередко впадают в растерянность, не знают, как действовать в сложившейся ситуации. Опытный человек подскажет, что сделать, возьмет часть забот на себя.
Аваркомы работают не только ради денег, берегут репутацию.
Самостоятельно неопытным людям далеко не всегда просто определить сумму нанесенного ущерба. Аварком обладает большим опытом, произведет более точные подсчеты.

Недостатки работы аваркома
Главным недостатком обращения к еврокомиссарам за помощью автовладельцы считают необходимость оплачивать услуги. Страховая компания не компенсирует расходы полностью, расстаться с какой-то суммой придется.
Вторая проблема заключается в том, что иногда аваркомы не слишком добросовестны. Как и среди представителей других профессий, в их числе встречаются люди, стремящиеся обогатиться за счет других.
Они могут придумывать целые схемы, иногда даже нелегальные, чтобы получить сумму побольше. Однако сейчас по законодательству страховщиков, пытающихся обмануть жертв аварий, штрафуют, поэтому проблема стала встречаться реже.
Порядок действий при аварии без пострадавших
Если во время ДТП никто не пострадал, сначала следует включить аварийку, поставить красный треугольный знак, указывающий на причину, по которой автомобили совершили остановку посреди проезжей части.
Затем вызвать ГИБДД. При этом нельзя перемещать предметы, находящиеся на месте происшествия. Уезжать запрещается: за это лишают водительского удостоверения.
После приезда полицейских нужно точно изложить обстоятельства произошедшего. При этом старайтесь не спорить со вторым участником ДТП, сохраняйте спокойствие. Если прибывшие полицейские упускают детали, влияющие на решение по делу, укажите их в протоколе.