Что такое балансировка колес и зачем она нужна, как часто проводить процедуру

Балансировка колес

Балансировка автомобильных колес позволяет улучшить эксплуатационные характеристики транспортного средства (ТС), повысить безопасность и плавность его хода. Процедура предотвращает дисбаланс между креплениями, подвеской. При выборе технологии обработки необходимо учитывать, зачем она нужна, что такое балансировка колес финишная, статическая и пр.

Для чего необходима балансировка колес

Балансировка – это техническая процедура, позволяющая предотвратить дисбаланс между колесами, элементами подвески и другими креплениями. По оценкам специалистов, необходимость в регулировке деталей обусловлена наличием центробежной силы, большими нагрузками на ТС при поездках по трассам.

В процессе настроек массу колеса равномерно стабилизируют относительно несущих конструкций авто.

Балансировка требуется для:

  • обеспечения комфортной езды, плавного хода;
  • уменьшения трат на ремонт, переоснащение ТС;
  • увеличения эксплуатационного срока деталей автомобиля;
  • предотвращения механических повреждений на подвеске;
  • уменьшения вибрации при езде;
  • увеличения срока службы шин, подшипников;
  • устранения шумов при эксплуатации ТС;
  • обеспечения удобного управления авто в разных режимах и на разных скоростях;
  • снижения износа автопокрышек и т.д.
Необходима балансировка колес
Для плавного хода и надежного рулевого управления необходимо проводить своевременную балансировку колес.

Процедура требуется всем видам автомобилей независимо от пробега, новизны модели и состояния дисков.

При отказе от регулировки возможны такие последствия:

  • поломка креплений, несущих конструкций;
  • шум в салоне;
  • неисправности амортизаторов;
  • повреждение шаровой опоры;
  • небезопасное перемещение ТС по полосе;
  • снижение маневренности автомобиля и т.д.

Виды и причины разбалансировки колес на авто

Разбалансировка колес подразделяется на:

  1. Статическую. Бывает при смещении центра тяжести по оси вращения. Водители отмечают вертикальную вибрацию, неравномерное изнашивание покрышек. Поездки на автомобиле могут быть небезопасны и некомфортны.
  2. Динамическую. Отмечается при неправильном расположении деталей, пересечении оси инерции и вращения. Водители могут отмечать непропорциональное распределение веса ТС по колесу, сбои при езде и пр.
  3. Комбинированную. Случается при наклоне и смещении осей инерции относительно друг друга, изменении центра тяжести автопокрышек. Комбинированные нарушения могут быть в нескольких плоскостях (по горизонтали и диагонали).

Признаки разбалансировки отмечают при:

  • износе автопокрышек;
  • повреждении дисков;
  • некачественных шинах;
  • неравномерном истирании рисунка протектора;
  • неправильном ремонте автопокрышек;
  • низком качестве резины;
  • вибрациях руля;
  • механических повреждениях и пр.
Виды
Виды дисбаланса колес.

Калькулятор расчета индекса нагрузки на шины

При выборе автопокрышек необходимо рассчитать индекс нагрузки, который влияет на эксплуатационные характеристики ТС и безопасность езды.

Показатели можно определить с помощью онлайн-калькулятора.

В электронную форму вносят:

  • вес снаряженного автомобиля;
  • показатель разрешенной массы багажа;
  • характеристики вида шин.

Калькулятор выводит скорость в км/ч, размеры – в мм.

Как часто нужно делать балансировку шин

Балансировка автошин по правилам безопасной эксплуатации необходима через каждые 5 тыс. км пробега.

Также процедуру проводят:

  • после замены резины в каждый сезон;
  • при вибрации руля;
  • при небольших повреждениях;
  • при падении ТС в канаву и попадании в другие углубления на дорожном полотне;
  • при истирании покрышек;
  • после замены или реставрации подвески и т.д.

При использовании всесезонных автопокрышек процедура необходима не реже 1 раза в 12 месяцев.

Как часто нужно делать балансировку шин
Обязательно проводите балансировку после замены резины.

Всегда ли нужно делать балансировку при смене колес

По рекомендациям производителей, балансировка требуется при каждой замене сезонных покрышек с летних на зимние и наоборот. В инструкции к использованию ТС указано, что проверка и корректировка колес необходимы на каждые 10–15 тыс. км.

При небольших нагрузках за сезон балансировку можно проводить не так часто.

Однако мастера автосервисов рекомендуют учитывать общее состояние ТС при езде. При наличии признаков разбалансировки колес требуется отрегулировать авто в шиномонтаже.

Можно ли сделать балансировку только передних колес

При регулировке передних колес рулевое управление ТС улучшится. Однако при сбое в расположении покрышек в его задней части проблема перекоса, неравномерного использования комплектующих не будет устранена.

Чрезмерный износ элементов, несущих конструкций продолжится, возможен выход автомобиля из строя. Задние колеса испытывают большие нагрузки, поэтому возникает риск повреждений при езде по гравийным трассам, пересеченной местности.

Только передних колес
После балансировки только передних колес проблема не будет устранена.

Основной принцип и особенности балансировки шин

Принцип балансировки автоколес сводится к своевременному выявлению отклонений в распределении массы ТС относительно центра. Недочеты устраняют посредством смещения шины, креплений либо добавления небольших грузов. При повреждениях дисков предварительно производят ремонт или замену деталей. После установки элементов восстанавливают баланс.

На качество регулировки влияет общее состояние ТС. Необходимо убрать с шин мелкий щебень, грязь, песок и другие предметы, которые могут повлиять на центрирование и развесовку.

Для вертикальной регулировки потребуется отметить на окружности автошины легкие участки и зафиксировать утяжелители.

При продольной балансировке необходимо найти точки, влияющие на изменение векторов сил инерции в конструкции. Повреждения уравновешивают с применением утяжелителей.

Грузы
Набивные и клеящиеся балансировочные грузы.

Технология балансировки колес

Для регулировки ТС потребуется выбрать подходящее оборудование, технологии, материалы и пр.

На определение подходящей технологии влияют:

  • габариты ТС;
  • износ шин;
  • автопробег;
  • общее техническое состояние авто и т.д.

Перед регулировкой специалисты рекомендуют подготовить ТС:

  • тщательно почистить протектор от песка, грязи;
  • проверить давление в автопокрышках;
  • определить центр тяжести;
  • рассчитать вес утяжелителей.
Снятие колеса
Колесо должно быть очищено от грязи.

Необходимое оборудование

В автомастерских процедуру проводят на балансировочных станках. На оборудовании можно выявить неуравновешенные участки колес, валов, роторов, двигателей и других вращающихся элементов ТС.

Приборы выпускают автоматические, с ручным вводом и полуавтоматические.

Устройства стандартные с монитором или укомплектованные лазерными датчиками, для увеличения точности измерений и т.д.

Для корректировки колес используются также балансирующие грузы, которые бывают следующих видов:

  1. Со скобой-креплением. Подходят для установки на стальные элементы.
  2. С посадкой на внутреннюю поверхность. Фиксируются на литых дисковых элементах.

Грузы производят из стали, свинца или цинка.

На вес утяжелителей влияет уровень дисбаланса в ТС. Балансирующие грузики со скобой весят около 5–100 г, для литых пластин – 5–60 г.

Для штампованных пластин производители выпускают утяжелители самоклеящиеся на липучках или клеевой основе. Грузик фиксируют на ребре дискового элемента.

В мастерской
Балансировка в мастерской.

Процесс балансировки

Процедуру регулировки ТС начинают после демонтажа шин.

Этапы балансировки:

  • снятие автопокрышки;
  • подбор утяжелителей, диагностика ТС;
  • регулировка деталей, несущих конструкций на оборудовании;
  • установка шины;
  • проверка качества настроек, герметических параметров колес.

Поэтапно мастера регулируют все автопокрышки, производят настройку дополнительных деталей, дают рекомендации владельцу ТС.

Работы могут проводиться в зависимости от уровня сложности:

  • на станке, со снятием шины;
  • на автомобиле.
Без снятия
Балансировка без снятия колес.

Описание и сравнение технологий

Основные технологии:

  1. Статическая балансировка рекомендована при неравномерном распределении веса относительно оси вращения. Работы проводят в специализированных автосервисах. Колесо помещают на станок, при вращении определяют уровень дисбаланса, отмечают участки для регулировки. Затем устанавливают грузы и настраивают ТС. Технология простая, бюджетная, однако требует высокой квалификации мастера.
  2. Динамическая балансировка проводится на специальном стенде. Колесо фиксируют на оси установки и запускают движение. В процессе вращения датчики замеряют дисбаланс, поврежденные участки. Оператор по показателям устройства выбирает места для фиксации грузов. После стабилизации работы автомобиля, проведения замеров и диагностики ТС передают в эксплуатацию.
  3. Автоматическая процедура используется для грузовых ТС, автобусов и другой массивной техники. Работы выполняют с помощью специального порошка, балансировочных гранул, песка, бисера и пр. Смеси засыпают в колесо, материал протягивают к внутренней поверхности покрышки. В результате происходит самовыравнивание оборудования. Данная техника не подходит для легковых автомобилей. Для качественной настройки необходимо выбрать правильную дозировку смеси, гранул (в соответствии с размерами колес, уровнем дисбаланса и пр.).
  4. Финишная балансировка рекомендована после проведения предварительной настройки, выравнивания деталей. Колесо регулируют с помощью домкрата или на специальном аппарате, доукомплектованном датчиками. На оборудовании автопокрышку раскручивают на скорости около 90–100 км/ч. Датчики зафиксируют величины вибраций, рассчитают точки для закрепления утяжелителей. С помощью технологии мастера уравновешивают неровности, настраивают ТС для безопасной езды. Ее преимущество заключается в высокой точности.

При выборе способа регулировки учитывают:

  • цель процедуры (диагностика или восстановление ТС после ДТП);
  • габариты и вид автомобиля (легковой, грузовой);
  • условия эксплуатации;
  • марку, пробег и пр.
Финишная
Финишная балансировка.

Техника безопасности

Требования к безопасности:

  1. Работы проводят совершеннолетние сотрудники.
  2. Специалисты прошли медицинское обследование.
  3. Автомастерская оснащена специальной техникой.
  4. Мастер осуществляет сложные работы в автосервисе по разрешению.
  5. Автопокрышки тяжелее 20 кг перемещаются на тележках или другом оборудовании.
  6. Перед процедурой проверены технические характеристики колес.
  7. Пространство в мастерской хорошо освещено, поверхности – очищены от строительного мусора, деталей.
Техника безопасности
Балансировку должны проводить опытные мастера с соблюдением всех требований безопасности.

Основные ошибки

Недочеты при проведении регулировки:

  1. Отсутствие предварительной подготовки покрышек. При наличии песка, гравия, грязи на колесах результаты диагностики будут неточными.
  2. Выполнение балансировки на деформированной автопокрышке.
  3. Установка старых, изношенных утяжелителей сверху новых грузиков.
  4. Неплотная закрутка болтов и других креплений на колесе.

Особенности балансировки в домашних условиях

При самостоятельной регулировке необходимо точно диагностировать сбой (статический или динамический). Для работы требуются домкрат, утяжелители, мел для разметки.

Самостоятельная балансировка необходима при:

  • замене сезонной покрышки;
  • износе резины;
  • попадании ее в углубления на трассе;
  • подготовке ТС к длинному путешествию.
Домкрат
Перед дальним путешествием проведите проверку ТС.

Как проверить качество балансировки колес

Оценить качество регулировки колес можно при смене сезонных автопокрышек.

Для этого потребуется:

  • прокрутить шину;
  • дождаться ее остановки;
  • отметить мелом участки на ней;
  • повторить прокручивание;
  • измерить точность расположения отметок.

Признаки качественной балансировки:

  • грузы не меняют расположения;
  • покрышка имеет ровную поверхность;
  • элементы вращаются стабильно;
  • отсутствуют сбои при прокручивании шин.

В автомастерских при завершении установки колес рекомендуется проверить показатели. Погрешность в параметрах не должна превышать 3–5 г.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий