Каталитический нейтрализатор – это особое устройство, предназначенное для очищения выхлопных газов. Таким образом, оно повышает экологическую безопасность автомобилей. В народе эту систему чаще называют «катализатором».
Внешне оно выглядит как небольшой металлический цилиндр, к которому подходят подводная и отводная трубы. Во многих мастерских предлагают бесплатное удаление катализатора; в чем подвох, даже опытные автомобилисты не всегда могут определить. Вышедшая из строя деталь стоит достаточно дорого, т.к. в ней содержатся редкоземельные металлы.
На что влияет катализатор
Главной функцией каталитического нейтрализатора выступает максимальное доокисление выхлопов до углекислого газа и водяного пара.
Для обеспечения этого процесса внутри прибора находятся керамические соты, покрытые тонкой пленкой таких редкоземельных металлов, как:
- палладий;
- родий;
- платина.
Непосредственно перед очистительным блоком установлен лямбда-зонд. Он выполняет замер свободного кислорода в газах, после чего посылает сигнал на блок управления, контролирующий процесс сгорания в цилиндрах. Это нужно, чтобы кислорода сохранялось достаточно для переработки вредных соединений.
При этом одна часть веществ доокисляется, а другая связывается в керамических сотах. Таким образом, наличие каталитического нейтрализатора влияет на химический состав выхлопных газов, попадающих в окружающую среду.
Сроки службы катализатора
Катализатор – достаточно хрупкая структура, которая может быть повреждена при сильной тряске, намокании и влиянии других факторов. Большинство производителей указывают, что этот прибор рассчитан примерно на 100-150 тыс. км пробега.
Срок службы детали зависит от таких факторов:
- частоты замены воздушного фильтра;
- запыленности окружающей среды;
- состояния дорожного полотна;
- технических характеристик двигателя;
- манеры вождения;
- качества топлива и т.д.
В российских условиях часто она выходит из строя уже через 50 тыс. км.
Признаки неисправного катализатора
К поломке этого агрегата нужно отнестись максимально серьезно, т.к. его неисправность может негативно отразиться на состоянии двигателя. Стоит учесть, что преждевременный выход из строя этого устройства наблюдается на фоне неправильной работы системы зажигания, а также при сильном износе двигателя, неполном сгорании смеси.
При эксплуатации в неблагоприятных условиях ячеистая структура катализатора быстро забивается. При сильной тряске керамические соты могут разрушиться. Это постепенно приводит к тому, что пропускная способность прибора снижается, поэтому газы не могут быть эффективно очищены и отведены.
На ухудшение проходимости указывает снижение производительности двигателя. Он функционирует неустойчиво и быстро перегревается. Из-за этого машина плохо разгоняется.
При критическом разрушении сот двигатель тяжело запускается и быстро глохнет. Кроме того, повышается расход топлива. На выход из строя катализатора указывает и неприятный запах, возникающий при «холодном» пуске.
Если автомобильный каталитический нейтрализатор не работает, слышен характерный грохот под днищем машины. Подобный шум свидетельствует о том, что соты начали крошиться. Наиболее сильно грохот слышен, когда двигатель работает на высоких оборотах.
Кроме того, на выход из строя агрегата указывает слабый напор из глушителя. При поднесении руки к этой детали можно ощутить пульсацию. Она возникает при дозированном выходе выхлопных газов. Если на холостом ходу поток ровный, это указывает на то, что соты забиты. Если повысить обороты, а затем заглушить двигатель, из-за затора газ еще некоторое время продолжает выходить из трубы.

Плюсы и недостатки удаления катализатора
Удаление агрегата имеет свои плюсы и минусы, которые обязательно нужно учитывать. Устранять можно только сломанную деталь. Функционирующий катализатор приносит больше пользы, чем вреда.
К явным недостаткам этой процедуры можно отнести:
- увеличение вредных выбросов;
- запах выхлопа в салоне;
- громкий звук;
- необходимость установки обманки датчиков и т.д.
В то же время нередко специалисты в мастерских отмечают, что после устранения этого агрегата возрастет мощность двигателя, снизится расход топлива и моторного масла и т.д.
Это не всегда соответствует действительности. Следует подробнее рассмотреть, какие недостатки и преимущества есть у этой процедуры, чтобы определиться, есть ли смысл ее проводить.
Экономия
Некоторые автомобилисты удаляют катализатор в целях экономии. Покупка новой детали обойдет достаточно дорого. Она стоит в среднем от 45-70 тыс. руб. Из-за этого ее часто вырезают, а не заменяют.

Расход двигателя
В качестве аргумента в пользу устранения катализатора некоторые люди приводят возможность уменьшения потребления топлива двигателем. Однако после устранения этой детали расход бензина может как снизиться, так и повыситься. Это во многом зависит от дополнительных манипуляций.
Повышение потребления автомобилем топлива в большинстве случаев связано с тем, что не нужно заниматься прошивкой ЭБУ и кислородными датчиками.
Если просто вырезать катализатор, система это определяет, корректирует состав топливовоздушной смеси, из-за чего двигатель перестает нормально работать и наблюдается перерасход бензина.
Небольшое уменьшение расхода топлива двигателем наблюдается далеко не во всех случаях. Подобный эффект возникает при перепрошивке ЭБУ или же установке муляжных датчиков кислорода. Подобный эффект обусловлен уменьшением сопротивления, но при установке пламегасителя он будет нивелирован.
Влияние на общие характеристики
Удаление каталитического нейтрализатора имеет немало преимуществ. При разрушении керамических сот образуется пыль, которая может попасть в камеры сгорания и стать причиной преждевременного выхода двигателя из строя.
Таким образом, устранение поврежденной детали позволяет уберечь мотор от поломки. Кроме того, многие автомобилисты отмечают увеличение мощности и небольшое снижение расхода масла.

Как правильно выбивать катализатор
Чтобы правильно выполнить демонтаж сломанной детали, используют лом или молоток с отверткой. Доступ можно получить через небольшой люк, который нужно пробить в кузове.
Указанных инструментов будет достаточно, чтобы выбить керамический катализатор, однако если он выполнен из стали, потребуются сварочный аппарат и сварочная машинка. После устранения прибора нужно осмотреть впускные отверстия и убрать из них пыль и кусочки сломанной детали.

Бесплатное удаление катализатора – что это и в чем подвох
В действительности удаления катализатора недостаточно, чтобы в дальнейшем можно было использовать автомобиль. В автомастерской могут провести устранение сломанной детали бесплатно, но за установку пламегасителя, перепрошивку ЭБУ и монтаж обманок потребуется заплатить.
Кроме того, часто клиенты не забирают уже отработавшие свое катализаторы, поэтому владельцы автомастерских сдают их на вторичную переработку, получая дополнительный доход.
Плюсы и минусы бесплатной услуги
Главным недостатком бесплатной услуги можно счесть необходимость оплаты других работ: установки пламегасителя, обманок и перепрошивки. Часто в мастерской сразу оговаривают, что деталь нужно будет оставить.
Недобросовестный мастер может предложить удаление рабочего прибора.
К преимуществам можно отнести более качественное и полное проведение работ. Специалист не только аккуратно устранит поврежденную деталь, но и выполнит необходимые дополнительные манипуляции.
Как самому определить, действительно ли надо удалять катализатор
Самостоятельно определить, стоит ли удалять катализатор, несложно. Владелец может заподозрить выход из строя этой детали при снижении мощности и повышения расхода топлива.
На наличие проблем указывает появление резкого запаха в салоне и усиление шума, исходящего от выхлопной системы. О поломке катализатора сигнализирует подсвечивание на приборной панели индикатора Check Engine.
Разумно ли эксплуатировать автомобиль без катализатора
Лучшим вариантом считается замена поврежденной детали на новую. Эксплуатация машины без катализатора приводит к повышению выбросов вредных газов в окружающую среду. В них содержатся вещества, которые могут спровоцировать развитие тяжелых заболеваний у людей. Кроме того, езда без этой детали чревата штрафом.
Что делать после удаления катализатора
После удаления катализатора нельзя оставить его корпус пустым. В него обязательно нужно устанавливать пламегаситель. В некоторых случаях целесообразен монтаж вставки из нержавеющей стали.
Эти элементы создают необходимую подпорку для газов. Чтобы устранить горящий индикатор Check Engine, на кислородный датчик устанавливают эмулятор или обманку. Кроме того, важно выполнить перепрограммирование автомобиля под нормы «Евро-2».
Отзывы об удалении катализатора
Максим, 36 лет, г. Владивосток
Проблемы с автомобилем начались примерно год назад. Сначала на приборной панели появился Check Engine. После этого возник сильный грохот под днищем. В дальнейшем машина стала плохо заводиться. Решил обратиться в мастерскую для удаления катализатора. Отзыв по поводу устранения этой детали могут оставить положительный. Все имеющиеся проблемы исчезли, немного снизился расход топлива.
Владислав, 40 лет, г. Курск
Купил подержанную машину, и уже через короткое время возникли признаки неисправности катализатора. Решил его удалить. Сделал это сам. Однако для перепрошивки и установления обманок пришлось обращаться в сервис. Устранением катализатора доволен. Исчез шум, двигатель стала работать стабильнее, но снижения расхода масла и бензина не заметил.