Владельцу любой машины выпуска после 2010 г. необходимо знать, что такое АБС в автомобиле. Гидравлический блок с электронным управлением предотвращает блокировку колес и сохраняет возможность изменять траекторию движения рулем при торможении.
Модуль ABS входит в обязательное оснащение транспортных средств в Европе с середины 2004 г., является частью других комплексов безопасности (например, стабилизации траектории или ассистента экстренного снижения скорости).
Главное об АБС в автомобиле
Расшифровка аббревиатуры:
- A – anti-lock, или антиблокировочная;
- B – braking, или тормозная;
- S – system, или система.
Для чего предназначена АБС
Блок ABS обеспечивает:
- сохранение управляемости при снижении скорости независимо от интенсивности;
- снижение тормозного пути за счет полноценного использования сцепления шин с дорожным покрытием;
- распределение усилий при торможении для сохранения курсовой устойчивости (вместо гидравлического регулятора сил, известного под наименованием «колдун»).
Ассистент может поддерживать дополнительные функции, такую как электронный имитатор блокировки дифференциала. При обнаружении разного числа оборотов ведущих колес осуществляется торможение буксующей стороны. Для реализации функции в гидравлическом блоке предусмотрены 2 дополнительных клапана.
Преимущества антиблока в машине
Система защиты от блокировки колес при торможении позволяет объехать препятствие с одновременным снижением скорости с максимальной эффективностью.
При торможении на поверхностях с разными характеристиками (например, когда левые шины движутся по асфальту, а правые – по грунтовой обочине) АБС сохраняет прямолинейную траекторию движения, снижает риск отклонения машины от требуемой линии при интенсивном торможении на поворотах.

Есть ли какие-то недостатки
Система не всегда корректно работает при медленном перемещении автомобиля (со скоростью менее 5–6 км/ч и резком нажатии на педаль тормоза).
Колеса могут блокироваться, блок ABS – не реагировать из-за небольшой частоты вращения. На дорогах с неровным покрытием (например, на грунтовках) подвеска постоянно перемещается в вертикальном направлении, что влияет на работу комплекса. На шоссе с большим количеством выбоин увеличивается выбег тормозящего автомобиля, что следует учитывать при движении.
Перечисленные недостатки касаются систем, разработанных 15–20 лет назад. Усовершенствование электроники позволило создать интеллектуальные ABS, которые реагируют на состояние дороги.
При движении по песку или рыхлому снегу активируется другой алгоритм работы, обеспечивающий эффективное снижение скорости без риска блокировки колес.
В случае отказа АБС тормоза сохраняют работоспособность, но следует учесть отключение клапанного модуля, распределяющего усилия торможения. При резком нажатии на педаль возможен занос автомобиля даже на сухом асфальте.
Внутреннее устройство и компоненты
Электронный помощник состоит из блока ABS, подключенного к контурам тормозной системы и главному цилиндру, колесных датчиков и соединительных жгутов проводки.
В случае поломки одного из контуров сохраняется возможность торможения с небольшим снижением эффективности. Отказ компонентов приводит к включению контрольной лампы и сопряженных с ABS элементов (например, на ряде машин перестает работать навигационный комплекс).

Датчики скорости
Для определения момента остановки колес на борту машины имеются бесконтактные датчики, расположенные в ступицах или прикрепленные к чулку заднего моста.
Для работы сенсора необходим зубчатый венец, вращающийся вместе с колесом. Генерируемые импульсы тока считываются блоком управления антиблокировочной системы. Сигналы могут использоваться и для работы другого оборудования (например, расчета пройденного расстояния для навигационного комплекса).
Для работы используют датчики:
- индукционного типа (ранние образцы, с начала 2000-х гг. не применяются), генерирующие импульсы тока при вращении стального зубчатого ротора;
- на основе эффекта Холла, состоящие из пластины и постоянных магнитов (наведение тока в планке осуществляется при вращении зубчатого венца).
Электронный блок управления АБС
Контроллер ABS собирает данные от датчиков и управляет работой клапанного блока в соответствии с заданной программой. Блок интегрирован в модуль ABS и подключен к бортовой сети машины.
При поломке компонентов электроники в памяти фиксируется ошибка (с включением лампы ABS в комбинации приборов), код считывается диагностическим сканером.
Контроллер может подключаться к цифровой шине автомобиля. Линии питания блока защищаются несколькими предохранителями, расположенными в салоне или моторном отсеке автомобиля.

Модулятор с клапанами
Клапанный блок подключен к тормозным магистралям и камерам главного цилиндра (всего на корпусе имеется 6 штуцеров). Предусмотрен фильтр мембранного типа для сбора мелкодисперсных частиц износа, имеющихся в жидкости. Расположенные внутри блока клапаны обеспечивают перекрытие магистралей подачи жидкости к колесным механизмам или сброс давления в ресиверах.
Гидроаккумулятор и насос ABS
Для каждого контура предусмотрен отдельный ресивер, необходимый для корректировки давления. Перекачка жидкости осуществляется через клапан.
Электрический насос кулачкового типа работает только в случае необходимости быстрого перемещения жидкости в гидроаккумулятор. Помпа обратной подачи оснащена двигателем и управляется электроникой, обеспечивая стабилизацию давления. Применяется для работы модуля экстренного торможения BAS, срабатывающего при резком нажатии на педаль.
По какому принципу работает антиблокировочная система
При воздействии на педаль тормоза в машине начинается опрос датчиков вращения. При вероятной остановке контроллер подает команду на перекрытие тормозной магистрали, идущей к заблокированному колесу.
Давление в этой линии остается постоянным и не зависит от увеличения усилия на педали тормоза. При сохранении риска блокировки открывается клапан выпуска в полость ресивера, позволяющий сбросить давление жидкости (для ускорения откачки может включаться насос обратной подачи).
После стабилизации частот вращения колес происходит запирание выпускного клапана с одновременным открытием линии впуска. При возникновении опасности блокировки цикл повторяется.
Работа АБС фиксируется водителем по вибрации педали. Принцип действия одинаков для электронных ассистентов различных производителей. Система работает полностью в автоматическом режиме (Auto), не оснащается выключателем. Отключить ассистента можно только путем снятия предохранителя, но в этом случае наблюдается ухудшение динамики торможения.

Разновидности антиблокировочных систем в автомобилях
Оборудование принято разделять на категории по количеству датчиков. Кроме того, существует несколько поколений АБС, которые отличаются возможностями. Например, ранние образцы помощника некорректно работали на рыхлом грунте. Впоследствии программу скорректировали и дефект устранили.
Одноканальная система
Базовая версия, предусматривающая установку единого сенсора для одной из осей. Датчик считывает частоты вращения 2 колес. Срабатывание системы происходит только в случае одновременной остановки. Эффективность ее работы низкая, поскольку допускается блокировка одного из колес, создающая разворачивающий момент.
Оборудование отличалось простотой и низкой себестоимостью, но было вытеснено последующими поколениями.
Двухканальная система
Отличается установкой считывателей оборотов на каждой оси. Срабатывает только в случае одновременной остановки передних либо задних колес.
Конструкция не удовлетворяет нормам безопасности и не используется на автомобилях с 90-х гг. прошлого века.
Трехканальная система
Отличается установкой отдельных считывателей для управляемых колес и единого датчика для заднего моста. Практически не встречается на легковых автомобилях выпуска после 2000 г., поскольку не обеспечивает сохранения траектории движения при резком торможении. Применялась на коммерческих шасси в 90-е гг. прошлого века.
.jpg)
Четырехканальная система
Классическая конструкция с независимыми датчиками вращения для каждого колеса. Обеспечивает защиту от блокировки независимо от коэффициента сцепления каждой шины с дорогой. Стоит на большинстве легковых и грузовых автомобилей, массово используется с 90-х гг. прошлого века.
Не работает ABS
Распространенные причины отказа оборудования:
- повреждение или обрастание льдом либо грязью колесных датчиков;
- обрывы либо окисление проводов и разъемов (например, из-за попадания дорожных реагентов);
- выход из строя предохранителя из-за короткого замыкания или роста нагрузки в цепи свыше допустимого порога;
- разрушение задающего зубчатого венца в ступице;
- выход из строя клапанного модуля или электронного блока управления.
Часть поломок, вызывающих аварийное отключение АБС, легко устранить самостоятельно. Например, владелец может осмотреть и очистить зубчатые венцы и датчики на ступицах, проверить состояние открытых жгутов электропроводки.
Компьютерная диагностика позволит считать коды ошибок, после расшифровки которых можно сделать вывод о тяжести неисправности. Эксплуатировать автомобиль с неисправной антиблокировочной системой запрещено, поскольку тормоза не обеспечат быструю и безопасную остановку в критических ситуациях.

Рекомендации и советы по использованию ABS
Основные правила использования:
- для экстренного снижения скорости автомобиля резко и сильно надавить на педаль;
- контролировать состояние амортизаторов подвески (при возникновении неисправности нарушается контакт шины с дорогой).
При эксплуатации автомобиля следует анализировать, как работает система. Например, неравномерное давление в шинах приводит к искажению показаний, передаваемых датчиками, и увеличению тормозного пути.
Зимой следует очищать арки от наледи и соли, длительное воздействие которой разрушает изоляцию проводов и штекеров. При включении контрольного индикатора в комбинации приборов необходимо выполнить диагностику и найти причину дефекта.
При самостоятельном обслуживании авто стоит периодически осматривать трубки и шланги тормозов. Не допускаются механические повреждения, следы подтекания жидкости.
Осмотр лучше проводить на подъемнике или из смотровой ямы. Важно регулярно менять тормозную жидкость в системе, которая активно впитывает влагу из воздуха и теряет характеристики.