Преимущества ESP в автомобилях — когда стоит отключить систему курсовой устойчивости

esp

Многие водители имеют смутное представление о том, что такое ESP в автомобиле. Система стабилизации является развитием ABS, повышает безопасность эксплуатации машины при движении и маневрировании на высоких скоростях. Применяется на легковых и грузовых авто, в зависимости от изготовителя транспортного средства может обозначаться терминами: ESC, VDC, VSC, DSC или DSTC.

ESP – это что

Аббревиатура ESP расшифровывается следующим образом:

  • E– Electronic;
  • S – Stability;
  • P – Program.

Существуют другие обозначения ассистента, в которых всегда присутствуют литеры S или C (сокращения от Stability и Control). Возможно использование обозначений «противозаносная система» или ЭБУ – электронный контроль устойчивости.

В комбинации приборов автомобилей имеется контрольный индикатор оранжевого цвета, указывающий на работу или поломку помощника (в зависимости от алгоритма включения).

Определение электронной системы стабилизации

Ассистент является дальнейшим развитием ABS и использует для управления тормозами гидравлический клапанный модуль блока. Система оснащена датчиками, фиксирующими ускорения машины при отклонении от нормальной траектории. ESP работает совместно с системой стабилизации тяги, обеспечивая торможение одного из ведущих колес при фиксации пробуксовки.

По какому принципу работает

Принцип действия основан на автоматическом торможении колес, порядок действия механизмов и время срабатывания рассчитываются блоком управления.

В состав системы контроля входят датчики, определяющие угол отклонения руля, положение педали газа и частоту вращения колес, сенсоры для измерения ускорения и вращения автомобиля.

Данные сравниваются со сведениями в программе управления, при отклонении значений электроника начинает корректировать траекторию движения (время срабатывания – не более 20 мс).

Главная задача ESP

Основным назначением системы курсовой устойчивости считается снижение вероятности заноса и разворота авто при маневрировании на скользкой дороге. ESP борется со сносом машины, корректируя траекторию путем автоматического торможения колес.

Система нейтрализует последствия ряда ошибок водителя при управлении, но имеет ряд ограничений по возможностям. Например, восстановление траектории невозможно при чрезмерно высокой скорости или малом радиусе поворота.

Схема
Схема ESP.

Исторические справки о появлении системы стабилизации

Первые работоспособные ESP появились в авиации в середине 60-х гг. прошлого века, использовались для стабилизации траектории движения самолетов при посадке в нормальном и аварийном режимах.

Пионером внедрения оборудования на серийных автомобилях считается компания Mercedes Benz, которая стала предлагать установку системы на моделях S-класса с 1995 г.

С 2010–11 гг. ESP входит в перечень обязательного оборудования новых автомобилей, поставляемых на рынки Европейского союза, Северной Америки, Австралии и Израиля.

Преимущества и недостатки системы курсовой устойчивости

Преимущества ассистента:

  • повышение безопасности эксплуатации техники;
  • водителю не требуется освоение навыков вождения в экстремальных ситуациях.

Недостатки оборудования:

  • усложнение электрических цепей и удорожание автомобиля;
  • ограниченные возможности (ESP не является панацеей, не всегда способна вывести машину из заноса).

Инструкция по использованию ESP в автомобиле

Работа системы не требует вмешательства со стороны водителя. Блок управления начинает работать после включения двигателя и начала движения, непрерывно опрашивая датчики и корректируя траекторию при появлении заноса. Срабатывание ассистента указывает водителю на необходимость снижения скорости, т.к. слепо надеяться на электронного помощника не следует.

Система
Система ESP и ее компоненты.

Стоит ли отключить систему стабилизации

На автомобилях чаще всего имеется кнопка ESP Off, позволяющая временно отключить ассистента. Включение осуществляется повторным нажатием на нее либо перезапуском двигателя.

Если кнопка отсутствует, то отключить устройство можно варварским способом (например, размыканием электрической цепи снятием предохранителя или отключением одного из колесных датчиков).

В летний сезон

Электроника ограничивает возможности водителей, способных ездить в экстремальных или спортивных режимах с корректировкой траектории поворотами руля и педалью газа.

Но таких гонщиков единицы, а основная масса шоферов в лучшем случае имеет базовые навыки борьбы с заносом. Например, не каждый водитель автомобиля с передними ведущими колесами справится с заносом путем нажатия на педаль газа с одновременной корректировкой траектории рулем. Отключение ЕСП – первый шаг к созданию аварийной ситуации, которая может закончиться печально.

При езде по бездорожью

Если автомобиль движется по грязной дороге с глубокой колеей, то можно временно отключить ESP или изменить рабочий алгоритм (в зависимости от модели и производителя машины).

После разгона до скорости 50–60 км/ч ассистент включится автоматически. На части автомобилей с полным приводом можно прекрасно преодолеть труднопроходимый участок дороги с активной ESP. Следует знать возможности машины, уметь управлять ей в различных условиях.

На некоторых внедорожниках система ЕСП используется для повышения проходимости, позволяя отказаться от механических блокировок дифференциалов.

При диагональном вывешивании блок управления распределяет потоки крутящего момента, учитывая силу сцепления шин с поверхностью. Датчики ускорения используются для быстрого включения полного привода либо изменения распределения мощности между осями. Система ESP применяется и для работы ассистента спуска HDC, обеспечивая плавное торможение колес при движении.

Работа системы курсовой устойчивости в разных ситуациях

Существует несколько алгоритмов работы, зависящих от условий движения:

  1. Снос передней части автомобиля при прохождении поворота на высокой скорости со смещением машины на внешний радиус. Электроника активирует тормоз заднего колеса, находящегося внутри поворота, направляя автомобиль с постепенным уменьшением радиуса траектории вплоть до достижения нормального значения. Одновременно меняются обороты ведущих колес (вне зависимости от положения педали газа) для создания требуемого вектора тяги.
  2. Занос задней части машины при движении в повороте. В этом случае включается тормоз на переднем колесе, расположенном на внешнем радиусе траектории. В результате формируется момент, препятствующий уходу транспортного средства в неуправляемый занос.
  3. Неконтролируемое скольжение с потерей сцепления с дорогой всех шин. Электроника автоматически определяет алгоритм зажатия и роспуска тормозных механизмов колес, ориентируясь на траекторию автомобиля. Система работает при любой скорости вне зависимости от состояния дорожного полотна и условий движения (кроме случаев принудительного отключения).
Занос
Работа ESP при заносе машины.

Электроника может корректировать траекторию поворотом управляемых колес (функция реализована на некоторых автомобилях). Снижение оборотов двигателя сопровождается переключением передач в автоматической коробке как вверх, так и вниз. Алгоритм действия ЕСП непрерывно меняется до момента стабилизации траектории до безопасного значения.

Снос
Работа ESP при сносе авто.

В каких случаях лампочка ESP загорается

Контрольный индикатор в комбинации приборов включается в следующих ситуациях:

  • при повороте ключа в замке (горит несколько секунд, после теста или пуска двигателя гаснет);
  • при срабатывании (лампа мигает);
  • при программном сбое, неисправности датчиков, контроллера или обрыве жгутов проводки (горит постоянно, в электронном блоке управления сохраняется код ошибки).

Что делать, если ESP оказалось неисправно

Неисправность компонентов системы приводит к отключению или некорректному действию ESP. Водитель может продолжить движение со снижением скорости в соответствии с дорожными условиями. Необходимо в кратчайшие сроки проверить и отремонтировать оборудование, в противном случае увеличивается риск попадания в ДТП.

Неисправность электронного или гидравлического модуля ABS приводит к отключению ESP. Причину дефекта можно определить при помощи сканера, подключенного к диагностическому разъему автомобиля.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий