При детальном рассмотрении, что такое ГУР в автомобиле, нужно понимать важность этой системы в современных транспортных средствах (ТС), поскольку она помогает водителю поворачивать колеса с меньшими усилиями. Это повышает маневренность и управляемость авто, особенно на низких скоростях и при парковке.
Объяснение системы гидроусилителя руля простыми словами

Расшифровка аббревиатуры ГУР означает «гидроусилитель руля». Система предназначена для того, чтобы облегчить управление путем сокращения количества физических усилий, необходимых для поворота колес. Это достигается за счет гидравлического или электрического усилителя.
Где расположена
Система стандартно располагается в моторном отсеке, ближе к передней части автомобиля.
Для чего нужен насос гидроусилителя руля
В основе системы лежит насос гидроусилителя руля. Он приводится в действие двигателем и отвечает за создание давления, которое помогает вращать колеса.
Внутреннее устройство системы
ГУР состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов, которые работают вместе, чтобы обеспечить необходимое усилие:
- Насоса. Приводится в действие двигателем через систему ремня или шкива. Его основная функция заключается в создании давления. Состоит из крыльчатки, которая всасывает жидкость из резервуара и создает в ней давление перед отправкой в рейку.
- Резервуара. В нем хранится жидкость. Стандартно сделан из пластика и имеет щуп или индикатор для проверки уровня последней. Обеспечивает достаточную подачу жидкости для эффективной работы насоса.
- Рулевого механизма, или рейки. Стандартно расположен рядом с передними колесами и соединен с колонкой и тягами. Содержит внутренние компоненты, такие как поршни и уплотнения. Те взаимодействуют с жидкостью ГУР под давлением, помогая машине поворачивать колеса.
- Гидравлических шлангов. Необходимы для транспортировки жидкости между насосом, узлом регулирующего клапана и рейкой. Изготовлены из прочных материалов, способных выдерживать высокое давление, и спроектированы так, чтобы быть гибкими для установки.
- Узла клапана. Выступает важнейшим компонентом, который регулирует поток под давлением для усиления управления ТС в зависимости от действий водителя. Состоит из клапанов и камер, направляющих жидкость к рулевому механизму, или рейке. Определяет усилие водителя и соответствующим образом регулирует значение.
В новых автомобилях вместо гидрача могут использоваться устройства EPS. В них применяется электродвигатель, помогающий при езде, что избавляет от вала распределителя, насоса и самой жидкости. Однако основные принципы и задействованные компоненты устроены похожим образом, с некоторыми различиями в методах.
Принцип работы
Когда водитель поворачивает руль, сигнал передается на насос ГУР, создающий давление в жидкости, которая хранится в резервуаре. Она направляется к рулевому механизму или рейке, где прикладывает усилие, помогая поворачивать колеса.
Узел клапана регулирует степень гидроусилителя в зависимости от действий водителя.
Требования к гидроусилителю руля
К системе усилителя предъявляются требования для достаточного функционирования и оптимальной производительности.
Основные из них:
- Поддержание уровня жидкости. Большинство резервуаров имеют на крышке щуп или индикатор для проверки состояния. Важно регулярно контролировать жидкость и следить за тем, чтобы она находилась в пределах указанного диапазона. Низкое значение приводит к снижению усилия рулевого управления или даже повреждению насоса. Если уровень постоянно уменьшается без причин, это указывает на утечку, требующую осмотра и ремонта.
- Число оборотов двигателя. Недостаточное их количество на холостом ходу или низких скоростях приводит к снижению эффективности. Если оно падает, например, при остановке или отказе мотора, ГУР может полностью выйти из строя, что затруднит поворот колес.
- Регулярное техническое обслуживание. Считается важным для долговечности и производительности гидроусилителя. Работы включают периодические проверки, замену жидкости в соответствии с рекомендациями производителя ТС и оперативное устранение любых утечек или неисправностей. Регулярные техобслуживания (ТО) помогают предотвратить загрязнения, изнашиваемость компонентов или шлангов, которые влияют на общую эффективность.
Понимая и выполняя простые требования, владельцы ТС обеспечивают бесперебойную работу руля, что способствует комфортному и контролируемому вождению.

Как гидроусилитель выключается при повышении скорости авто
Чтобы предотвратить чрезмерное усиление руля, большинство систем имеют функцию, чувствительную к изменениям. По мере увеличения скорости автомобиля они уменьшают или отключают оказываемую помощь. Это сохраняет естественность ощущения руля при езде и стабильность управления на высоких скоростях.
Исполнительный распределительный механизм
Исполнительный распределительный механизм определяет направление и объем оказываемой помощи. Это зависит от действий водителя.
Нейтральное положение
Когда рулевое колесо находится в нейтральном положении, никакая помощь не оказывается. Сам водитель лучше ощущает руль.

Поворот влево
Когда он рулит влево, блок клапанов направляет жидкость под давлением к соответствующей стороне рейки. Это способствует комфортному повороту.

Поворот вправо
Аналогичным образом, когда водитель поворачивает руль вправо, блок клапанов направляет жидкость под давлением к противоположной стороне. Это обеспечивает удобное изменение траектории ТС.

Преимущества и недостатки ГУР
Достоинства:
- улучшенная маневренность;
- снижение утомляемости водителя;
- простота парковки.
ГУР позволяет плавно и точно управлять машиной.
Однако у него присутствуют и недостатки:
- сложность устройства;
- высокие требования к ТО;
- снижение эффективности использования топлива по сравнению с ручными устройствами.
Неисправности системы ГУР
Как и любое механическое оборудование, системы с усилителем могут работать со сбоями.
Распространенные проблемы включают:
- утечки;
- поломки насоса;
- изнашиваемость шлангов или ремней;
- неисправность узлов регулирующего клапана.
Несвойственные шумы, трудности при повороте колеса или непостоянная помощь при рулевом управлении могут указывать на проблемы с системой.

Что нужно заливать в гидроусилитель
Для ГУР стандартно требуется жидкость, рекомендованная производителем автомобиля. Важно обратиться к руководству по эксплуатации ТС или проверить спецификации на крышке бачка. Это позволит определить тип и обеспечить надлежащий уровень жидкости.
Использование правильной продукции гарантирует необходимую смазку и гидравлические свойства для бесперебойной работы.
ГУР помогает водителям, уменьшая усилие, необходимое для поворота колес. Это повышает маневренность и контроль за ТС. Несмотря на то что гидроусилитель руля имеет преимущества, важно знать о его возможных неисправностях и регулярно проводить ТО, чтобы обеспечить оптимальную работу устройства.