Хонингование цилиндров: что это, когда используется и какие этапы операции существуют

хонингование

Хонингованием цилиндров называется процедура, при которой происходит обработка поверхности металла с использованием особых насадок, называемых хонами. Качество выполнения данного процесса влияет на долголетие двигателя внутреннего сгорания при условиях активного использования.

Что такое хонингование цилиндрических поверхностей

Процедура имеет ряд особенностей, нюансов.

Для чего нужно

Хонингование требуется, чтобы обеспечить большую точность обработки рабочей поверхности ДВС. Благодаря этому:

  1. Сокращается продолжительность периода обкатки двигателя. Особенно сильна разница при установке компрессионных колец, которые прибиваются к стенкам цилиндров максимально быстро, точно. Ресурс двигателя при этом остается высоким.
  2. Удается достичь оптимальной компрессии в цилиндрах. Это позволяет увеличить до максимальных значений отдачу двигателя, а расходы масла, наоборот, снизить.
  3. Сокращение прорыва газов в картер двигателя внутреннего сгорания. Это помогает маслу дольше сохранять изначальные характеристики.
  4. Устранение эффектов конусности и эллипсности у цилиндров, которым нужен капитальный ремонт. Это повышает ресурс двигателя.

Кроме того, на рабочей поверхности цилиндров появляется микропрофиль. Моторное масло задерживается в его углублениях. У ДВС, работающих на высоких оборотах, быстрое движение поршней провоцирует образование масляного тумана. Чаще всего он не успевает оседать на стенках цилиндра.

Хонингование помогает решить проблему, а значит, и износ деталей из-за сухого трения снижается.

В отличие от зеркала, поверхность получается не совсем гладкой, условия для движения поршня улучшаются.

Особенности

Нанесение рисок может быть алмазным либо керамическим. Первое позволяет получить лучшее качество, но второе дешевле.

А также выделяют следующие виды хонингования:

  1. Сухое. Смазочная жидкость для реализации процесса не применяется.
  2. Вибрационное. Для получения нужного эффекта дополнительно подключают вибрацию. С ее помощью удается улучшить качество работы.
  3. Электрохимическое. Механические силы – не единственные, участвующие в процессе. Дополнительно подключаются электрохимические процессы.
  4. Экструзионное. Для осуществления процедуры применяется специальная паста, в состав которой входят абразивы.
  5. Плосковершинное (оно же платохонингование). Используется для обработки блока цилиндров. Между последними и кольцами имеется зазор, куда проникает масло. Он создается сам при работе ДВС в первое время. В процессе плосковершинного хонингования поверхностный слой сопрягаемых элементов разрыхляют. При эксплуатации ТС он сотрется, после чего детали начнут прилегать друг к другу плотно. Оставшийся зазор будет минимального размера, заполнится маслом.

Основные преимущества

Процедура обладает рядом преимуществ:

  1. Поверхностный слой деталей становится прочнее. Благодаря этому возрастает продолжительность срока их эксплуатации.
  2. Снижается риск получения бракованных элементов. Инструмент не оказывает чрезмерного давления на детали, не приводит к их порче.
  3. Выбор инструментов с различной степенью зернистости. Позволяет легче получать детали, соответствующие требованиям.
  4. Возможно устранить брак, возникший при сверлении отверстий на станке.
  5. Одновременно можно обрабатывать несколько отверстий. Благодаря этому работа не занимает много времени.
Основные преимущества
Обработку проводят сразу нескольким отверстиям.

В каких случаях применяется операция

Чаще всего процедура проводится первый раз еще на заводе при изготовлении элемента. Повторно ее осуществляют, когда требуется капитальный ремонт.

Точно предсказать, как скоро потребуется хонинговать деталь, невозможно. Следует обращать внимание на некоторые признаки, подсказывающие, что пора провести ремонт.

Понижение уровня мощности ДВС

Если мощность двигателя снижается, высока вероятность, что нужно провести хонинговку. На холостом ходу при этом отмечаются провалы. Поскольку поршневые кольца прилегают к изношенному цилиндру не так плотно, возникают микрозазоры, через которые газы прорываются в картер. Компрессия в камере при этом становится ниже.

Повышение расходов на бензин

Продукты сгорания проскальзывают мимо поршня. Это приводит к повышению расходов горючего в сравнении с исправным аппаратом. Если замечаете, что бензина тратится больше, чем прежде, обратитесь в сервисный центр: возможно, пора провести хонинговку.

Повышение расходов на бензин
Хонингование помогает экономно расходовать бензин в том числе.

Появление признаков сгорания масла и бензина одновременно

Если поршневому кольцу не удается полностью собрать масло с поверхности цилиндра, оно начинает сгорать вместе с бензином. Обнаружить это помогает появление сизого дыма. Проблема возникает, поскольку геометрия внутреннего канала претерпевает изменения. Та же причина провоцирует и повышение расхода масла.

Какие этапы хонингования существуют

Процедура проводится в 2 этапа.

Черновой

Первичная обработка – черновая. На этой стадии применяется крупный абразив. С его помощью удается создать насечки большого размера на стенках цилиндра.

Устройству придается нужная форма, но точность размеров может не выдерживаться. Рисунок, приобретаемый на данном этапе, сохраняется и после завершения финальной, чистовой стадии.

При черновых работах используется смазочная и охлаждающая жидкость. Она ускоряет работу, позволяет получить лучший результат, а также вымывает стружку и мелкий мусор.

Чистовой

В процессе финишной обработки дефекты и неровности, оставшиеся после предыдущего этапа, сглаживаются. Для этого применяются алмазные либо керамические бруски. Итогом становится гладкое изделие, класс шероховатости которого отвечает заданным параметрам, размеры точно соблюдаются.

Чистовой
Чистовая обработка.

Что используется в процессе хонинговки

Чтобы выполнить хонинговку, потребуется специальное оборудование. Рекомендуется использовать смазывающую жидкость: она позволяет ускорить процесс.

Станки

Применяются станки 2 типов:

  1. Горизонтальные. Требуются, чтобы производить наружную обработку удлиненных элементов.
  2. Вертикальные. Используются для работы с внутренними поверхностями.

Стандартные изделия имеют ряд общих составных элементов:

  1. Корпус. Сварная конструкция из труб, защищенная сверху кожухом.
  2. Линейные направляющие. На концах оснащаются выключателями. Контролируют перемещение каретки, не позволяют ей покидать заданный промежуток.
  3. Каретку. Подвижный элемент.
  4. Хон для расточки.
  5. Насос. Охлаждает жидкость.
  6. Зажимное оборудование.
  7. Панель управления.
  8. Электрическую составляющую.
Станок
Хонингование на профессиональном оборудовании.

Бруски

Могут иметь бакелитовую либо керамическую основу. В качестве абразивного материала применяют: алмаз, эльбор, зеленый карбид кремния либо белый электрокорунд.

Первый вариант распространен шире прочих, поскольку керамика пористая и хрупкая. От бруска при работе могут откалываться частицы, оставляющие царапины на обрабатываемой поверхности.

Изделия на бакелитовой связке не обладают подобными отрицательными свойствами. Они прочнее, эластичнее, не склонны к сколам. Объем снимаемого с их помощью материала выше на 20–60%.

Важно правильно подбирать твердость бруска. Высокие значения необходимы для работы с короткими деталями, грубыми поверхностями. Показатель увеличивается при снижении ширины бруска.

Бруски
Бруски для хонингования.

Как можно хонинговать цилиндр двигателя самостоятельно

Чтобы осуществить работу самостоятельно, обзаведитесь ручным хонинговальным инструментом. А также приобретите очки для защиты органов зрения, керосин, ветошь и электродрель.

Зафиксируйте инструмент в патроне дрели. Смажьте керосином отверстие, которое будете обрабатывать. Активируйте дрель, опустите инструмент в отверстие. Совершайте поступательные движения вверх-вниз. Остановите инструмент и лишь после этого выньте из отверстия.

Во время работы постоянно следите, какой узор создается на поверхности.

Линии должны ложиться равномерно под углом 60°. Когда работа будет завершена, тщательно промойте деталь, используя мыльный раствор. Затем покройте слоем масла, чтобы предотвратить коррозию.

Сильно сэкономить на самостоятельно проведенной операции не получится. Иногда это обходится даже дороже. По этой причине не рекомендуется приступать к работе, если вы не обладаете знаниями, навыками в данной области. Лучше все же показать автомобиль специалистам, чтобы затем не пришлось устранять последствия некачественно выполненной хонинговки.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий