Многие водители, обучившиеся управлять машиной с автоматической трансмиссией, не имеют представления, как ездить на «механике». Коробка с ручным выбором скоростей отличается повышенной надежностью, но мало подходит для постоянного движения в плотном городском потоке.

Различия механики и автоматики
Основные отличия механической коробки передач от автоматической:
- наличие фрикционной муфты сцепления с управлением отдельной педалью;
- отсутствие дополнительных режимов работы;
- упрощение конструкции трансмиссии (например, на МКПП редко используются теплообменники для охлаждения масла).
На внедорожных автомобилях может использоваться раздаточный редуктор с прямой и понижающей скоростью, а на грузовых машинах применяется делитель, снижающий нагрузку на двигатель и позволяющий начать движение груженого автопоезда.
Принцип работы МКПП
Механическая трансмиссия оснащена первичным и вторичным валами, в ряде конструкций использована дополнительная «паразитная» ось с блоками шестерен. Принцип работы основан на смещении зубчатых колес по шлицам с помощью вилок, связанных с рукояткой выбора передач. Для всех скоростей переднего хода предусмотрены синхронизаторы, автоматически выравнивающие угловые скорости и обеспечивающие плавный вход в зацепление зубьев шестерен.
.jpg)
В поддоне находится масляная ванна, смазка подается разбрызгиванием, насос в конструкции не предусмотрен.
Расположение педалей и их функции
Расположение педалей в автомобиле стандартизовано и не зависит от марки или позиционирования рулевого управления. Начиная с 70-х гг. прошлого века используются узлы подвесного типа, ранее применялись напольные элементы управления. На нажимных площадках предусмотрены резиновые накладки, предотвращающие скольжение подошв обуви. На ряде машин американского и европейского производства предусмотрен механизм регулировки педального блока, повышающий уровень комфорта для водителей с различными антропометрическими данными.
Газ
Элемент управления расположен справа (около центральной консоли на машинах с левым расположением руля и рядом с обшивкой кузова на автомобилях с рулевым управлением, установленным справа). Педаль связана с дроссельной заслонкой тросом, на технике, соответствующей Евро-4 и выше, использован потенциометр, соединенный с шаговым двигателем дроссельного блока.
От степени нажатия на площадку зависит частота вращения коленчатого вала двигателя.
Тормоз
Педаль тормоза находится по центру блока, рычаг напрямую связан со штоком вакуумного усилителя. На машинах с МКПП нажимная площадка имеет небольшую ширину, воздействие производится только правой ногой. На автомобилях с автоматической трансмиссией поверхность шире в 1,5-2 раза, что позволяет нажимать на элемент левой или правой ногой либо одновременно 2 ступнями.

Сцепление
Отличительной чертой автомобилей с механической коробкой является дополнительная педаль, расположенная слева. Элемент связан с вилкой фрикционной муфты напрямую или через усилитель с гидравлическим цилиндром. Водитель должен выжимать сцепление и разрывать поток крутящего момента при каждом переключении передач. Установленные в коробке синхронизаторы упрощают процедуру выбора ступени. При отсутствии синхронизаторов (например, на ГАЗ-51) требуется выполнять двойное нажатие с перегазовкой, позволяющей выровнять угловые скорости шестерен.
Количество педалей
На автомобилях с механической трансмиссией всегда используются 3 педали, а машины с АКПП (гидромеханической, бесступенчатым вариатором, стандартным или преселективным роботом) имеют 2 педали. Вплоть до конца 1970-х гг. выпускалась техника с дополнительными кнопками для управления насосом омывателя ветрового стекла и стартером (например, на ВАЗ-2103 и ГАЗ-51 соответственно). На части моделей Mercedes Benz (например, седанах с кузовами W124 и W210 с любыми типами коробок скоростей) имеется дополнительная площадка для управления стояночным тормозом.
Рычаг переключения передач
Рукоятка выбора находится на центральном тоннеле, на некоторых малотоннажных грузовиках рычаг вынесен на панель приборов. До начала 60-х гг. прошлого века была распространена схема с установкой рукоятки на рулевой колонке. На фото представлены варианты установки рычага механической трансмиссии. Узел управления связан с механизмом выбора передач напрямую (например, на «классических» машинах ВАЗ) или штангами либо тросами в защитной оболочке (оба варианта встречаются на автомобилях ВАЗ с передними ведущими колесами).

Вероятное расположение скоростей
На головке рукоятки имеется пиктограмма, показывающая алгоритм переключения скоростей. На ряде автомобилей (например, автобусах ПАЗ) информация нанесена на табличку, приклеенную на панель приборов. В большинстве механических коробок предусмотрен предохранитель, предотвращающий ошибочное включение задней скорости. Для движения задним ходом требуется нажать на привод сцепления машины, а затем утопить рычаг, надавить на курок или потянуть вверх специальное кольцо (тип предохранителя зависит от производителя и модели автомобиля).
Особенности управления автомобиля с МКПП
Перед тем как начать эксплуатацию автомобиля с механической коробкой, необходимо пройти обучение в автошколе и получить права установленного образца. Перед началом поездки следует отрегулировать кресло водителя и рулевую колонку — от правильности посадки зависит безопасность движения. Рекомендуется проанализировать заводскую инструкцию по эксплуатации машины — в документе имеется список советов по правильной эксплуатации коробки.
Ошибки на начальном этапе вождения являются нормой, опыт придет только с пройденными сотнями и тысячами километров.
Как трогаться с места
Пошаговая инструкция для начинающего водителя:
- Сесть за руль машины, пристегнуть ремень безопасности и запустить двигатель.
- Нажать левой ногой на привод сцепления до упора и правой рукой включить первую передачу.
- Убедиться в отсутствии препятствий спереди и сбоку от автомобиля, а затем плавно отпускать педаль. После начала движения машины обороты снизятся, это можно компенсировать нажатием на акселератор правой ногой. По мере повышения квалификации водитель сможет трогаться без использования акселератора.

Сложностью для начинающих водителей является старт в горку. Для предотвращения отката назад следует использовать стояночный тормоз (на части машин имеется система удержания на склоне). При отпускании педали сцепления следует добавить газ и одновременно отключить ручной тормоз. При неправильной работе с органами управления двигатель глохнет или движение сопровождается рывками.
Переключение передач на механике
Для переключения ступеней вверх необходимо довести частоту вращения до 2,5-4 тыс. оборотов (зависит от конструктивных особенностей двигателя), а затем быстрым движением ноги нажать на педаль, перевести рычаг КПП в требуемое положение и плавно включить сцепление. Если действовать медленно, скорость снизится, и двигателю машины не хватит крутящего момента для дальнейшего разгона.
Для включения пониженной передачи на «механике» следует снизить темп движения машины рабочими тормозами, а затем выжать педаль сцепления и перевести рукоятку в требуемое положение. После плавного смыкания муфты сцепления можно нажать на газ.
Водителю важно корректно определить передачу, иначе можно перекрутить или заглушить двигатель машины.
Движение задним ходом
Для маневрирования задним ходом водителю машины необходимо:
- Остановить автомобиль штатными тормозами.
- Убедиться в отсутствии помех позади машины.
- Полностью выжать муфту сцепления и включить заднюю скорость. В конструкции коробок предусматриваются предохранители, тип защитного устройства зависит от марки автомобиля. Например, на «классических» ВАЗ необходимо надавить на ручку, а на Opel требуется взяться пальцами за пластиковое кольцо и потянуть вверх, одновременно переводя рычаг в нужное положение.
- Повторно убедиться в отсутствии препятствий и плавно отпустить сцепление, после начала движения немного добавить оборотов, предотвращая остановку двигателя. При движении в горку можно использовать ручной тормоз, по мере появления опыта машину удерживают рабочими тормозными механизмами.

Как тормозить и притормаживать
При торможении необходимо отпустить акселератор и нажать на педаль привода рабочих тормозов, контролируя интенсивность замедления. По мере падения оборотов можно переключать скорости вниз или перевести рычаг в нейтральное положение. Замкнутая муфта обеспечивает дополнительное торможение двигателем, но неопытный водитель может заглушить мотор, что чревато отключением гидравлического усилителя руля. Остановка двигателя при разомкнутом сцеплении приводит к росту усилия на педали тормоза из-за неработающего вакуумного усилителя.
Небольшое снижение скорости осуществляется нажатием на педаль привода тормозных механизмов при отпущенном акселераторе. При падении частоты вращения до 1-1,2 тыс. оборотов в минуту следует перейти на пониженную передачу. Методика позволяет начать разгон сразу после окончания притормаживания и исключает остановку двигателя. Для интенсивного ускорения потребуется перейти на 1-2 ступени вниз, водитель самостоятельно определяет режим работы коробки, ориентируясь на опыт эксплуатации транспортного средства.
Торможение двигателем
Снижение скорости двигателем производится путем снятия ноги с акселератора. При падении частоты вращения водителю следует перейти на пониженную передачу и продолжить торможение. Способ не оказывает негативного влияния на детали двигателя и трансмиссии, но эффективность торможения невелика. На грузовиках и автобусах устанавливается моторный тормоз, предназначенный для снижения скорости на спусках без использования основной системы.
Устройство представляет собой заслонку в коллекторе, предотвращающую выход отработавших газов.
Парковка
При заезде на место стоянки используют первую ступень или передачу заднего хода. Включение передач производится по описанной ранее схеме. Превышать показатель в 2-3 тыс. оборотов в минуту не следует. После занятия требуемого положения водителю автомобиля необходимо нажать на педаль сцепления, а затем на тормоз. Для удержания машины на стоянке используют ручной тормоз, включенная первая скорость обеспечивает дополнительный стопорящий момент.
.jpg)
Маневрирование
При маневрировании необходимо начать движение, а затем изменять траекторию при помощи рулевого управления. Водителю машины необходимо контролировать ситуацию по зеркалам заднего вида либо использовать ультразвуковые датчики парковки или камеры (заднего вида либо кругового обзора). Скорость машины корректируют нажатием на акселератор, допускается переключение передач вверх и вниз.
Некоторые особенности
Перед запуском двигателя на машинах с механической коробкой следует предварительно убедиться в установке рычага в нейтральное положение. Если в картер КПП залито минеральное масло, то зимой смазка становится густой и увеличивает нагрузку на стартер и аккумуляторную батарею. В этом случае следует разомкнуть сцепление, запустить мотор, а затем аккуратно включить муфту. При неаккуратных действиях карбюраторный двигатель может заглохнуть, агрегаты с впрыском автоматически корректируют подачу топлива, поддерживая требуемую частоту вращения.
При движении ступню левой ноги следует ставить на специальную площадку для отдыха. Воздействовать на площадки педального узла нужно передней или средней частями ступни, пятка в процессе управления не используется. Правая нога стоит на пятке, что позволяет быстро переносить усилие с привода тормозов к акселератору, и наоборот. Обувь должна обеспечивать комфортное управление, но толстая и грубая подошва зимних ботинок часто снижает чувствительность.
При эксплуатации машины следует учитывать особенности привода дроссельного узла. Механическая связь обеспечивает мгновенный отклик на нажатие, при использовании электроники время реакции составляет до 1,5 секунды. О подобной особенности нельзя забывать при совершении обгона на трассе. Следует учитывать допустимый темп движения на каждой передаче. Моторы с впрыском топлива имеют электронный ограничитель частоты вращения, а карбюраторный двигатель может раскрутиться до чрезмерных оборотов, что приводит к аварии (например, обрыву цепного привода ГРМ).
.jpg)
Где обучиться вождению с нуля на авто с МКПП
Чтобы передвигаться по дорогам общего пользования на автомобиле, необходимо окончить курсы, так как научиться водить машину с нуля можно самостоятельно, но права ГИБДД оформит только на основании выданного автошколой удостоверения. В учебном заведении преподают правила дорожного движения, будущий водитель получает базовые знания о конструкции транспортных средств, расположении и назначении органов управления. До начала 2000-х гг. в школах обучали азам поиска неисправностей и ремонта машины, но затем подобные предметы убрали из учебной программы.
Теория вождения автомобиля, преподаваемая в автошколах, должна подтверждаться практикой. Следует выбирать учебные программы, содержащие максимальное число часов управления машиной с инструктором. Будущий водитель получит базовые навыки, которые позволят пройти экзамены в ГИБДД (обязательное условие для выдачи прав). Первые самостоятельные выезды после получения удостоверения становятся для водителя испытанием, но постепенно приходит опыт, и неприятные ощущения от движения на машине в плотном городском потоке исчезают.
Чего нельзя делать с механической коробкой передач
При использовании механической трансмиссии водителю машины не следует:
- включать заднюю передачу до момента полной остановки из-за риска разрушения зубьев шестерен;
- длительное время удерживать выжатым сцепление из-за износа выжимного подшипника (ситуация усугубляется на машинах с графитовыми втулками);
- удерживать ногу на педали сцепления — это приводит к пробуксовке диска и ускоренному износу;
- пытаться трогаться с повышенной передачи (за исключением пустых грузовиков, когда подобная операция допустима по заводской инструкции);
- медленно отпускать привод управления сцеплением, вызывая перегрев и выгорание фрикционных накладок;
- двигаться на повышенной ступени при малой частоте вращения — это приводит к перегрузке двигателя и повышенному расходу топлива;
- переключать передачи вверх или вниз без размыкания муфты сцепления;
- использовать рукоятку переключения как опору для руки;
- резко бросать педаль сцепления, т. к. ударные нагрузки негативно влияют на диск и корзину и разрушают резиновые опоры силового агрегата.
Уроки вождения на «механике» для начинающих, проводимые в автошколах, позволяют получить базовые навыки. Затем водитель самостоятельно повышает квалификацию, ежедневно эксплуатируя автомобиль как в городском потоке, так и на трассе. Если на начальном этапе возможны проблемы, то через несколько месяцев процедура переключения скоростей не будет вызывать затруднений.