Как выкрутить болт или гайку с сорванными гранями и что делать, если они прикипели

болт

Если слишком сильно затянуть метиз при ремонте автомобиля, он может обломаться или заклинить. Подобные ошибки допускают не только автолюбители при самостоятельном ремонте, но и опытные мастера в СТО.

Как открутить болт с сорванными гранями, зависит от степени повреждения. Способов удалить разрушенный крепежный элемент достаточно много. При выраженной деформации понадобятся сверла и экстракторы, при частичной – достаточно молотка и гаечного ключа.

Что может потребоваться для того, чтобы открутить болт с сорванными гранями

Ключи накидные
Необходим большой набор инструментов.

Выбор инструментов зависит от места, где находится проблемное соединение, и степени повреждения крепежа.

Для работы используются:

  1. Ключи – накидные, торцевые, рожковые.
  2. Дрель, которую можно включить на малые обороты. В комплект должны входить правые и левые сверла.
  3. Ножовка и болгарка.
  4. Зубила, керны.
  5. Отвертки, плоскогубцы.
  6. Газовые горелки, приспособления для сварки, паяльник и припой.

Могут понадобиться клеевые составы, керосин, растворители, баллончик с WD-40.

Наиболее эффективно применять профессиональные инструменты – экстракторы различных видов и ключ Super Long.

Как открутить болты, шурупы и винты со стесавшейся резьбой

Старый прикипевший крепеж откручивается с трудом. И когда поддается, риск сорвать или перекосить шляпку высокий. Но даже в этом случае удалить метизы можно самостоятельно, воспользовавшись одним из предложенных вариантов.

С помощью газового ключа

Кончиками губ инструмента зажимают головку винта и затягивают рабочую часть ключа. Затем его набивают на крепеж с помощью молотка. Как только жало инструмента зашло достаточно, резким ударом по рукоятке выдергивают гайку.

Недостатки способа:

  • ключ может соскользнуть, из-за чего грани сточатся сильнее;
  • при недостатке физической силы закрепить головку на винте не получится;
  • из-за габарита инструмента невозможно работать в труднодоступных местах конструкции.

Нарезка новых граней

Способ подходит для крепежей со слизанной головкой, с непроржавевшей резьбой. С поверхности гайки удаляют окалину и ржавчину и выпиливают 3 грани с помощью напильника. Трехгранный конец захватывают гаечным ключом.

Молоток или ударная отвертка

Метод подходит для крупных винтов. Отвертку подводят под шляпку, аккуратно ударяют по концу молотком так, чтобы сдвинуть крепеж с места. После нескольких попыток, когда он поддастся, нужно перейти на плоскогубцы.

Молоток
Ударный метод.

С помощью жгута

Понадобятся отвертка и отрез медицинской резины или кусок велосипедной камеры. На стершийся винт укладывают жгут, а сверху вертикально устанавливают отвертку так, чтобы максимально совместить с канавками проблемного крепежа. При выкручивании на инструмент необходимо давить.

Использование экстрактора

Профессионалы используют специальные инструменты. Если раньше в набор входили только клиновидные и стержневые экстракторы, то сейчас появились приспособления с нарезанными спиралями, с втулками, в форме металлических плашек.

Алгоритм высверливания:

  1. Удаляют окалину и зачищают ржавчину с места контакта. Заливают растворителем или смазкой.
  2. Высверливают отверстие по диаметру проблемного крепежа. В качестве направляющей удобно использовать трубку из набора с экстракторами.
  3. Вбивают металлический прут или жало отвертки до места заклинивания.
  4. Гаечным ключом или плоскогубцами вытягивают заломыш.

Разрушенный метиз вместе с инструментом выкладывают на горизонтальную поверхность и отсоединяют несколькими ударами молотка.

Этот метод разъединения подходит, если проблемное крепление находится рядом с функциональным узлом и немного возвышается над поверхностью. Когда шляпка обломилась так, что штифт провалился, то для центрирования необходимо использовать кернер, чтобы точно определить ось винта.

Использование экстрактора
Просверливаем отверстие и вбиваем экстрактор.

Обычное или левостороннее сверло

Способ подходит для гаек, которые находятся на открытых местах. Дрель устанавливают так, чтобы сверло находилось по оси симметрии крепежа. Включают самую низкую скорость работы.

При выкручивании режущую кромку нужно прижимать к металлу.

Есть еще один способ. Центровку делают обычной насадкой. В нее плотно вставляют левосторонний бурав и выкручивают метиз.

Сверло
Используем левостороннее сверло.

С помощью клея

К поверхности заломыша нужно приклеить новую гайку.

Лучшие клеевые составы:

  • Weicon VA 110;
  • Strong steel stick renewal composite;
  • конструкционный Weicon RK-1500;
  • универсальный эпоксидный EpoximaxX;
  • «Холодная сварка» Poxipol в серой упаковке.

Конструкцию после соединения необходимо выдержать под прессом 24 часа. Но даже самый лучший клей не всегда выдерживает вращающее усилие.

Использование сварки

Способ похож на предыдущий, только новую шляпку не приклеивают, а приваривают.

Порядок работы:

  1. Гайку или пруток прижимают к осколку держателем. Допустимо незначительное смещение.
  2. Приваривают.
  3. Ждут, пока металл остынет.
  4. Чтобы выкрутить винт, его зажимают плоскогубцами.

Если рядом провода, способ не подходит. От высокой температуры обмотка оплавится.

Использование сварки
Привариваем новую шляпку и откручиваем.

Припой и паяльник

Этот метод используется только для вертикально расположенных крепежей. Если прорезь сглажена, ее пропиливают. Но лучше высверлить отверстие, вставить в него жало отвертки, а затем залить соединение расплавленным оловом или запаять. После того как металл застынет, метиз легко откручивается.

Как открутить болт в труднодоступном месте

При работе в зонах, куда невозможно подступиться с крупногабаритным инструментом, первым делом следует ослабить сцепление в месте крепления. Для этого нужно удалить сверху окалину и ржавчину и обработать винтовой стержень керосином или смазкой WD-40.

Затем обстучать проблемный крепеж молотком, попытаться ввести разъедающие составы поглубже и вновь применить ударный инструмент. Чем быстрее болт расшатается, тем легче его вытащить.

Керосин можно заменить крепким уксусом или тормозной жидкостью.

Еще один способ работы с труднодоступным болтом:

  1. В центре метиза делают углубление – дрелью с самым тонким сверлом.
  2. Выемку расширяют, меняя буравы, пока диаметр не будет занимать 1/3 всего сечения.
  3. Забивают напильник.
  4. Зажимают конец полотна плоскогубцами. Он должен легко откручиваться.

Если заломыш не поддается, отверстие расширяют, пока металл не начнет разламываться изнутри. После удаления всех кусков части детали легко разъединятся.

Как снять колесо с болтами с сорванными гранями

Используемый метод зависит от степени повреждения верхней части крепежного элемента. Но надежнее всего заранее подготовить экстракторы и сверла из легированной стали, поскольку у колесных болтов закаленные поверхности.

Использование головки меньшего размера

Если шляпка крепежного элемента повреждена незначительно, то можно обойтись без дополнительных приспособлений – достаточно воротка, молотка и головки.

Последнюю устанавливают по оси болта, вставляют вороток, выравнивая его положение. Соосность инструментов уменьшает вертикальную нагрузку, что позволяет вывернуть болт.

Расплескать шляпку

Сначала увеличивают поверхность для высверливания, чтобы удобнее было вставить экстрактор. Для этого с силой бьют небольшим молотком по поврежденному шестиграннику, стараясь сгладить заусенцы. Когда шляпка увеличится, в нее вставляют головку ключа.

Высверлить отверстия под экстрактор

Чтобы снять колесо этим способом, понадобится 2 бура – тонкий и потолще. При высверливании отверстия в поверхности поврежденного болта сначала используют инструмент меньшего диаметра, затем – побольше.

Бур устанавливают строго вертикально.

Затем в шпур вставляют забивной экстрактор на выбор:

  • стержневой – с перпендикулярными прорезями и укороченной рабочей гранью;
  • спиральный – с левыми витками, прочно фиксирующийся после забивания;
  • клиновидный – скрепление обеспечивают поверхностные острые ребра.

Самыми удобными считаются стержневые экстракторы. Тонким сверлом высверливают отверстие глубиной до 1 см, забивают приспособление, а затем при прокручивании оно входит уже само, за счет нарезки левой резьбы.

Высверлить отверстия под экстрактор
Сверлим отверстие под экстрактор.

Как открутить болт под шестигранник

Самый универсальный способ удаления – использовать экстрактор или специальный ключ Super Long.

Но если насадок или профессионального приспособления под рукой нет, можно рассмотреть другие методы:

  1. В поврежденной шляпке выпилить канавку и воспользоваться отверткой.
  2. Постучать по головке молотком, чтобы уменьшить сжатие.
  3. Нагреть болт газовой горелкой.
  4. Приварить новую шляпку или пруток, который легко захватить плоскогубцами.
  5. Использовать сплайн-биту.

Для облегчения откручивания между винтовой частью крепежа и ключом можно вставить отвертку с плоским шлицем.

Как открутить болт под крестовую отвертку

Для удаления метизов с одной риской на головке можно использовать такие же способы, как и для креплений под крестообразную отвертку:

  1. Применяют сплайн-биту.
  2. Заклинивают левостороннее сверло в шляпке и захватывают свободный конец плоскогубцами.
  3. Крепление ослабляют с помощью ударов по зубилу или керну, прикладывая его под наклоном 45°С.
  4. Под отвертку укладывают кусок резины. При выворачивании периодически следует останавливаться и прокручивать инструмент на 0,5-1 оборот в обратную сторону.
  5. Ослабляют соединение ударной отверткой.

Но проще всего выкрутить винт с помощью экстрактора.

Как не допустить дальнейшего срывания граней

Чтобы в дальнейшем не возникало проблем с крепежом, необходимо протирать автомобиль после дождя, не допускать скопления влаги в местах соединений деталей. Нужно вовремя менять метизы и контролировать усилия, прикладываемые при затяжке, а «срывая» гайку, пользоваться шестигранной головкой.

Хороший результат дает предварительное покрытие резьбы герметиком для предотвращения образования ржавчины.

Но даже соблюдая все правила, нельзя исключить деформацию болтов и гаек. Микротрещины или растрескивания могут появиться из-за заводского брака или из-за невозможности полностью удалить влагу. В труднодоступных местах это сделать практически невозможно.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий