Загрязнение теплообменника отопителя в автомобиле приводит к падению эффективности работы системы микроклимата. Перед тем как промыть радиатор печки, необходимо приобрести антифриз, поскольку старая охлаждающая жидкость станет непригодной для дальнейшего применения. Для очистки используют специальные реагенты или подручные средства.
Признаки засора радиатора печи
Отложения на стенках контура системы охлаждения образуются из-за нерегулярной замены антифриза или использования жидкостей, не соответствующих стандартам.
При чередующихся циклах нагрева и охлаждения на стенках оседают присадки. Слой обладает плохой теплопроводностью, а в ряде случаев отложения частично или полностью перекрывают сечение трубок.
При регулярном использовании в качестве теплоносителя водопроводной воды (иногда случается) теплообменники засоряются накипью.
Симптомы загрязнения теплообменника отопителя:
- неравномерный нагрев трубок подачи и отвода антифриза;
- медленный прогрев салона при нормальной температуре двигателя и максимальной производительности вентилятора.
В ряде случаев циркуляция охлаждающей жидкости через отопитель не нарушается (шланги на входе и выходе будут одинаково горячими). Но слой отложений внутри трубок препятствует прогреву внешней части теплообменника. А также возможно частичное загрязнение, приводящее к падению эффективности работы системы отопления.
.jpg)
Эффективность промывки радиатора автомобильной печки
Для восстановления работоспособности системы обогрева салона можно:
- Снять теплообменник для замены. Процедура достаточно трудоемкая, на ряде автомобилей требуется разборка панели приборов и демонтаж центральной консоли. Применяется в случае необратимого загрязнения или обнаружения течи из трубок.
- Промыть систему без снятия с использованием присадок для антифриза. Процедура не всегда эффективна, поскольку реагенты не растворят толстый слой отложений. Рекомендуется одновременно промыть весь контур охлаждения двигателя, поскольку при дальнейшей эксплуатации грязь из рубашки и основного радиатора забьет отопитель.
Что лучше всего использовать для промывки радиатора
Для чистки системы без снятия используют химические препараты, не оказывающие негативного воздействия на металлические детали теплообменника.
Процедуру повторяют несколько раз (в зависимости от загрязненности каналов).
Состав предварительно прогревают, а затем прокачивают через отопитель самотеком или помпой с электрическим приводом.
Вместо подручных препаратов лучше использовать специальные реагенты для мойки радиаторов из алюминия или меди (например, Lavr Radiator Flush Classic или Liqui Moly Kuhler-Reiniger), которые очистят и систему охлаждения.
Лимонная кислота
Лимонная кислота, относящаяся к пищевым продуктам, хорошо смывает накипь. Для обслуживания автомобильной печки 50 г сухого препарата разводят в 1 л воды.
Жидкость прокачивают с помощью электрического насоса или самотеком. После окончания процедуры контур промывают дистиллированной водой, удаляющей мелкие частицы грязи и остатки лимонной кислоты.
Уксус
Для мойки используют водный раствор из смеси 10 л воды и 0,5 л пищевого уксуса с концентрацией кислоты 9%. Жидкость можно пролить через теплообменник либо заправить в систему охлаждения, а затем запустить двигатель в режиме холостого хода на 20–30 минут. После завершения процедуры загрязненную смесь необходимо слить, а затем промыть систему дистиллированной водой.
Сыворотка
Иногда для очистки используют молочную сыворотку, содержащую небольшую долю молочной кислоты. Перед заправкой системы охлаждения жидкость процеживают через фильтр из нескольких слоев марли.
Затем сыворотку заправляют в систему охлаждения, запускают мотор на 20–30 минут. После слива необходимо промыть контур дистиллированной водой, а затем залить антифриз.

Электролит
Аккумуляторный электролит не рекомендуется использовать для мойки теплообменников, поскольку серная кислота способна вызвать коррозию стенок.
Для нейтрализации применяют пищевую соду (1–2 ст. л. на 10 л воды).
Если владелец машины все же решил мыть отопитель электролитом, то лучше использовать свежую жидкость. Слитый из старых аккумуляторов раствор содержит механические примеси и нуждается в предварительной фильтрации.
Растворы кислот
Помимо электролита и пищевых кислот, можно использовать ортофосфорную кислоту, но предварительно рекомендуется снять радиатор с автомобиля.
Реагент аккуратно заливают в теплообменник и оставляют на 2–3 часа, а затем промывают потоком воды под давлением. Удалить рыхлые отложения можно подачей сжатого воздуха, но не следует подавать избыточный напор, способный разорвать стенки отопителя.
Газированные напитки
Удалить легкие загрязнения можно с применением газированных напитков, содержащих ортофосфорную кислоту (например, Coca Cola). Эффективность метода невысока из-за низкой концентрации вещества в растворе.
Перед началом процедуры теплообменник снимают с автомобиля, заливать напиток в систему охлаждения и прогревать двигатель не рекомендуется из-за риска образования слоя отложений.
.jpg)
Промывка радиатора без его снятия
Демонтаж теплообменника, расположенного в глубине панели приборов, затруднителен. Для сокращения затрат времени владельцы авто промывают трубки на радиаторе, временно отключенном от системы охлаждения двигателя.
Оставшийся внутри антифриз вымывается первой порцией чистящего состава. Очистка без снятия позволяет устранить легкие загрязнения с применением специальных составов или подручных реагентов.
Необходимые инструменты
Для выполнения работ потребуются:
- готовый препарат либо ингредиенты для приготовления самодельного раствора;
- емкости для смешивания компонентов смеси и слива загрязненной жидкости;
- пластиковые трубки длиной 3–4 м;
- хомуты для крепления шлангов (винтовые или пружинные);
- антифриз для доливки или полной заправки контура охлаждения мотора;
- набор слесарного инструмента (отвертки или гаечные ключи для снятия и установки хомутов);
- пищевая сода (для удаления кислоты, попавшей на окрашенные детали снаружи кузова или в моторном отсеке).

Техника безопасности
При мойке радиатора отопителя необходимо:
- использовать защитные перчатки и очки, поскольку растворы кислот способны вызывать ожоги и травмировать глаза;
- работы проводить в хорошо освещенном и проветриваемом помещении.
Для мойки узлов, изготовленных из алюминия и сплавов на его основе, не допускается использовать щелочи. Теплообменники из меди или латуни не следует очищать препаратами на основе сильных кислот (например, электролитом).
При нарушении правил возможно образование очагов коррозии, поскольку агрессивное вещество может остаться в щелях и не вымыться дистиллированной водой или смесью воды и соды.
Пошаговая инструкция по прочистке радиатора
Для очистки необходимо:
- Подсоединить напорную трубку с воронкой, сливной шланг к штуцерам радиатора.
- Подготовить раствор, прогреть и пролить через полученную систему. Можно оставить жидкость внутри на некоторое время для размягчения отложений.
- Промыть систему обогрева салона дистиллированной водой, подключить к основному контуру.
- Долить антифриз и запустить двигатель, при обнаружении течи зажать винтовые стяжки или немного сдвинуть в сторону пружинные хомуты.
.jpg)
Удаление воздушной пробки из печного радиатора
В большинстве случаев помпа двигателя прокачает антифриз через линию отопления салона без постороннего вмешательства. Но иногда возможно образование воздушных пузырей (например, на ряде моделей ВАЗ), которые потребуется удалить вручную.
Для устранения завоздушивания отопителя салона на Lada Kalina необходимо:
- Установить автомобиль на пригорке либо эстакаде под углом, обеспечив поднятие передней части на 15–20°.
- Запустить двигатель и выставить печку на максимальную температуру нагрева.
- Снять заглушку с расширительного бачка, прогреть мотор, а затем увеличить обороты до 3–3,5 тыс. об/мин на несколько минут.
- Долить антифриз до уровня (при необходимости), закрыть пробку бачка и съехать с эстакады.
На ряде машин (например, Audi A6 с кузовом C5) в напорном шланге имеется отверстие, которое в рабочем состоянии перекрывается штуцером. Для удаления воздуха трубку стягивают, а затем запускают двигатель.
Давление антифриза постепенно выдавливает воздушную пробку. Прокачку завершают после появления течи жидкости из отверстия, затем шланг ставят на место на штуцер и плотно фиксируют хомутом.

Промывка печки с помощью пластиковых бутылок
Чтобы произвести очистку своими руками, необходимо:
- Подготовить 2 бутылки емкостью от 1,5 до 2 л.
- На горловины емкостей надеть шланги и закрепить рукава винтовыми или пружинными хомутами.
- Противоположные концы зафиксировать на напорном и отводящем штуцерах отопителя.
- Предварительно в полость теплообменника и одну из бутылок залить моющий состав.
- Начать прокачивать жидкость через трубки, создавая давление на одну из бутылок рукой или ногой.
- По мере загрязнения смесь заменять, добиваясь полной очистки печки автомобиля.
Альтернативный способ предусматривает применение бутыли емкостью не менее 5 л, которая используется как лейка:
- Трубку от сосуда подключают к напорному штуцеру, а к обратной стороне трубки крепят шланг для слива в ведро или иной резервуар.
- Начинают заливать в лейку нагретый моющий состав, который проходит через радиатор, растворяя и смывая отложения.
Мойку завершают после выравнивания цвета жидкости на входе и выходе теплообменника.

Очистка радиатора автомобильной помпой
Методика предусматривает использование электрического насоса, подключаемого к аккумулятору или источнику постоянного тока с требуемым напряжением и мощностью.
Способ позволяет нагревать моющий состав кипятильником, расположенным в основной емкости.
Выполняют следующие действия:
- В контуре устанавливают самодельный фильтр из марли или сложенного в несколько раз носка, позволяющий улавливать частицы накипи и иные примеси.
- Заборную трубку опускают в емкость с нагретым раствором, который нагнетается помпой через корпус теплообменника в дополнительный резервуар.
- Процедуру мойки повторяют до момента очистки стенок и выравнивания цвета жидкости на входе и выходе. Рекомендуется менять направление подачи реагента через 10–20 минут работы.
- После окончания мойки полость радиатора проливают 1–2 раза потоком дистиллированной воды, вымывающей остатки смеси и грязи.
Затем теплообменник подключают к системе охлаждения для последующей заправки контура антифризом и проверки.