Коленвал двигателя является основным компонентом ДВС, ответственным за преобразование возвратно-поступательного движения поршней во вращательное. Его значение в работе и надежности мотора незаменимо.
Что такое коленвал в двигателе

Коленвал считается важной частью двигателя, без которой автомобиль не может функционировать. Состоит из различных узлов, что гарантирует работоспособность системы.
Назначение и расположение
Коленчатый вал – механическое устройство, которое преобразует движение поршней «вверх/вниз» в круговое. Это необходимо для выработки мощности в двигателе.
Стандартно находится в нижней части блока цилиндров, соединяется с поршнями через шатуны.
Для чего нужен датчик коленчатого вала
Датчик распредвала (положения коленвала) отслеживает скорость вращения и положение вала, предоставляя блоку управления (ECU) важную информацию для точного определения момента впрыска топлива, пуска двигателя и других функций ДВС. Необходим для обеспечения надлежащей работы мотора, эффективности использования бензина (дизтоплива), контроля выбросов.
Схема компонентов коленчатого вала
Коленвал состоит из нескольких основных компонентов, в т. ч.:
- Коренные шейки. Это цилиндрические секции, в которых размещены подшипники, позволяющие валу вращаться внутри блока цилиндров.
- Шатунные шейки. Это точки соединения между коренными деталями и шатунами. Они создают смещение, которое преобразует прямолинейное движение поршней во вращательное.
- Противовесы. Стратегически расположены для балансировки вращающегося узла распредвала, снижения вибраций, обеспечения плавной работы.
- Фланец. Представляет собой плоскую поверхность на одном конце, которая соединяется с маховиком или гибкой пластиной, передает мощность от двигателя к трансмиссии.

Принцип работы коленчатого вала
Когда поршни в цилиндрах движутся вверх и вниз, шатуны прикрепляются к шейкам распределительного вала. Смещенная конструкция создает круговое движение, когда совершается возвратно-поступательное, заставляя коленвал крутиться.
Это передается на трансмиссию через маховик или гибкую пластину. Таким образом процесс приводит в движение оси вращения и колеса транспортного средства.
Неисправности коленвала и их решение
Распредвал считается надежным устройством, редко выходит из строя. Однако иногда и в нем возникают неполадки.
Срез шпонки кривошипа
Характерная неисправность заключается в срезании шпонки, которая крепит вал к маховику или гибкой пластине. Причиной считается чрезмерная нагрузка или неправильный крутящий момент.
Решение включает замену срезанной шпонки.
Важно обеспечить правильный крутящий момент во время установки.

Задиры шеек кривошипа
Иногда происходит заклинивание шатунных шеек. Причина – недостаточное смазывание или чрезмерный износ. Помогут регулярная замена масла и надлежащая смазка.
Износ отверстий фланца
Со временем из-за многократной установки, снятия маховика или гибкой пластины происходит износ отверстий фланца. Решение – установка нового распредвала либо ремонт путем хонингования или замены втулки.

Поломка датчика коленвала
Датчик выходит из строя из-за проблем с проводкой, повреждения или неисправностей с электрикой. В таких случаях необходима его замена и устранение причин, повлекших поломку.
Особенности обслуживания коленчатого вала
Техническое обслуживание коленвала имеет значение для обеспечения его оптимальной производительности, долговечности.
Особенности обслуживания, которые следует учитывать:
- Регулярная замена масла вместе с фильтром. Необходима для предотвращения накопления загрязняющих веществ, таких как металлические частицы и шлам. Они могут вызвать преждевременный износ, повреждение вала и его подшипников. Следуйте рекомендациям производителя в отношении интервалов замены, используйте масло с соответствующей вязкостью для ДВС.
- Смазка. Подшипники распредвала, включая коренные и детали шатунов, необходимо смазывать, чтобы уменьшить трение, накопление тепла. Важно использовать качественное моторное масло, соответствующее характеристикам, рекомендованным производителем. Кроме того, поддержание надлежащего давления технической жидкости с помощью хорошо работающего насоса тоже имеет значение для эффективной смазки коленвала.
- Осмотр состояния подшипников. Их следует периодически проверять на наличие любых признаков износа, повреждений или чрезмерного зазора. Коренные подшипники, поддерживающие вал в блоке цилиндров, и вкладыши шатунов, соединяющие последние с распредвалом, следует проверять при регулярном техническом обслуживании или обнаружении необычных шумов, вибраций. При износе или повреждении потребуется замена элементов, чтобы предотвратить дальнейшие поломки коленвала.
- Балансировка. Вал уравновешен противовесами, чтобы свести к минимуму вибрации во время работы ДВС. Со временем они могут выйти из строя из-за износа или добавления компонентов вторичного рынка. Обеспечение надлежащего баланса необходимо для предотвращения чрезмерных вибраций, которые приводят к усталости распредвала или его поломке. Если в двигатель вносятся модификации, такие как добавление деталей или изменение вращающегося узла, рекомендуется проконсультироваться по поводу балансировки.
- Охлаждение двигателя. Распределительный вал подвергается воздействию высоких температур, возникающих во время работы ДВС. Охлаждение необходимо для предотвращения перегрева, который приводит к тепловому расширению, деформации распредвала. Регулярно проверяйте, обслуживайте систему, включая радиатор, уровень охлаждающей жидкости, шланги и термостат, чтобы обеспечить эффективный отвод тепла, предотвратить чрезмерную нагрузку на коленвал.
При ремонте двигателя машины с заменой поршневых колец, шатунов или коренных подшипников важно соблюдать последовательность обратной сборки.
Аккуратное обращение, правильный крутящий момент, использование соответствующих инструментов позволят предотвратить повреждение распредвала и обеспечить его выравнивание, установку в блоке цилиндров.
.jpg)
Продление срока службы коленчатого вала двигателя
Для продления срока службы коленчатого вала важно:
- соблюдать рекомендуемые интервалы технического обслуживания;
- использовать качественное моторное масло;
- оперативно устранять любые неисправности двигателя.
Избегание чрезмерных нагрузок, поддержание надлежащего охлаждения ДВС, соблюдение рекомендаций во время ремонта или модификации также способствуют долговечности коленчатого вала. Если учитывать простые советы, можно максимально увеличить срок службы и производительность критически важного компонента двигателя.