В линейке продукции автопредприятий разных стран появляется электрический транспорт, в разработке электрокары российских производителей. В ближайшие годы планируется организация массового выпуска моделей Москвич-Jac, City Modul-1, Evolute, электромобили экологичные, эргономичные, бюджетные в эксплуатации.
Что такое электромобили

Электротранспорт – это машина, которая приводится в движение электродвигателями с питанием от независимых источников (аккумуляторов, конденсаторов, специальных топливных элементов).
В оснащении ТС не используются двигатели внутреннего сгорания, работающие на дизтопливе, бензине, солярке и пр. Автомобили укомплектованы электроприводом, который запускает вращение колес. ТС снабжены педалью газа для управления.
Электрический двигатель может развивать до 12 000 об./мин. Транспортные средства не нуждаются в частом техническом обслуживании (замене фильтров, масел, жидкостей).
Электромобили используются для повседневных задач, в коммерческих предприятиях. На заводах, в портах, логистических комплексах применяются электрогрузовики, штабелеры, погрузчики и т.д.
Первое ТС с электродвигателями и батареями было разработано в 1841 г. Транспорт после тестирования стали внедрять на европейских трассах с конца XIX в.
Удобство эксплуатации оборудования на исторический период превышало показатели паровых и бензиновых аналогов по скорости, грузоподъемности, динамике разгона. Однако возникали сложности с зарядкой батарей.
К адаптации электромобилей для массового производства вернулись в 1960–70-х гг. из-за возросшей стоимости горючего и большого количества выхлопов в мегаполисах. За счет массового выпуска стоимость ТС стала снижаться в 1–2 раза.
В 2010-х гг. изготовление электротранспорта было организовано компаниями:
- Nissan;
- Mitsubishi;
- Volkswagen;
- Jaguar;
- Toyota;
- Renault и мн. др.
Конструкция электрокаров сходна с дизельными и бензиновыми автомобилями. ТС соединены с кузовом подвеской, опираются на колеса. Управляются транспортные средства с помощью руля и педалей.
Двигатель внутреннего сгорания заменен электрическим мотором. В ТС используется трансмиссия упрощенной конструкции. Часто в оснащении применяется одноступенчатый редуктор, который выполняет роль коробки передач. В ТС используются никель-металлгидридные и литий-ионные батареи.
Машины заряжаются следующими способами:
- от 2-фазной сети 220 В (5–20 часов);
- от 3-фазных станций мощностью 380–480 В (за 1,5–2 часа);
- от специальных промышленных источников питания до 50 кВт (за 20–40 минут).
Распространенность в России
Первые электрокары отечественного автопрома были разработаны в 1889 г., 2-местные машины работали на электротяге. ТС были рассчитаны на 2–4 места, имели запас хода 60 км, мощность двигателя – до 6 л.с. Однако проект по электрификации легкового транспорта в дореволюционной России не был воплощен.
В советский период к разработке электротранспорта приступили с 1947 г. На производствах были созданы «УАЗ-450ЭМ», «ВАЗ-2801», «УАЗ-451МИ», микроавтобус «РАФ‑2910» и др.
В современный период в РФ электрический транспорт внедрен в сфере промышленного применения, автоперевозок, спецтехники и т.д. В столице функционирует сеть электробусов.
Однако легковых автомобилей на батареях не много из-за недостаточного технического оснащения для эксплуатации ТС в крупных городах. Есть сложности с поставками электрокаров выпуска компаний General Motors, Renault и др. Возможен вывод на российский рынок машин с заводов Азии, Китая, а также отечественных производителей.
Бюджетные модели могут пока перемещаться в пределах больших городов. Для планового обслуживания ТС необходима замена масла, диагностика двигателя, оценка ресурса батареи. В небольших населенных пунктах могут возникнуть сложности с зарядкой электрических ТС и их комфортной эксплуатацией.

Преимущества и недостатки
Преимущества электротранспорта:
- экологичность;
- большой запас хода;
- снижение затрат на содержание и обслуживание;
- практичность использования;
- надежность конструкции;
- недорогой ремонт;
- безопасность эксплуатации для городской среды;
- снижение уровня шума;
- компактные габариты, эргономичность кузова и т.д.
Недостатки электрокаров:
- небольшое количество станций зарядки оборудования;
- недостаточная мощность двигателя ТС;
- ограниченный запас хода;
- высокая стоимость электромобилей;
- неустойчивость к перепадам температур.
Российские электрокары – существующие и модели в разработке
На российских автомобильных предприятиях возобновлено проектирование электрического транспорта. К выходу в продажу готовятся новинки марки «Эволютион», заводов «Москвич», «КАМАЗ», «АвтоВАЗ» и др.
Evolute i
Российский бренд Evolute разрабатывает новые серийные модели электроавтомобилей i-PRO, i-JOY, i-JET и др. Техника будет изготавливаться на предприятии «Моторинвест» в Липецке. Среди моделей седан, кроссоверы, внедорожник и минивэн. Планируется участие компании в программе льготного автолизинга, кредитования со скидкой до 35%.
Первым к выпуску с конвейера готовят кроссовер i-Joy. Переднеприводное ТС будет оснащено мотором с мощностью 163 л.с., планируемый запас хода составляет 400 км.
Седан класса С i-PRO разработан на основе Dongfeng Aeolus E70 китайского производителя и PSA Peugeot Citroën. Электромобиль оснастят двигателем на 163 л.с. Разгон со старта будет осуществляться за 9,5 секунды. Технику доукомплектуют батареей 53 кВт. Без подзарядки возможно движение на расстояние 420 км.
Минивэн Evolute i-Van будет длиной до 5,1 м, массой 2 т. ТС оснастят электромотором на 123 л.с. Запас хода достигнет 410 км.

«Москвич Jac»
На бывшем заводе бренда Renault в столице планируется выпуск автотранспорта под восстановленной маркой «Москвич». В линейке товаров будет модель с электрической силовой установкой. Прототипом конструкции являются китайские модели JAC.
Планируется, что на одном заряде ТС сможет проехать до 400–420 км.
Батарейная модель снабжена АКБ на 70 кВт/ч и электромотором мощностью 150 л.с. Дорожный просвет транспортного средства составит 150 мм. Мощность аккумуляторной батареи – 55 кВт. Привод авто – передний. По планам на заводе «Москвич» будет выпущено около 600 машин в 2022 г.

City Modul 1
Стартап ZETTA планирует изготовление компактного электротранспорта под маркой City Modul 1. 3-дверный автомобиль на завершающем этапе производства, тестирования.
В небольшое ТС помещаются до 4 человек, есть пространство для багажного отсека объемом на 180 л. По проекту транспорт будет управляться с помощью гаджетов после загрузки специального приложения.
Базовая модификация предусматривает оснащение электродвигателем на 98 л.с. Предусмотрено перемещение без зарядки до 180 км. В последующих вариациях транспортных средств бренда будет увеличена продолжительность эксплуатации до 500 км.

«Кама-2»
Проект по разработке электромобилей «Кама-2» осуществляется компанией АО «Кама», которая объединена с автопроизводителем из г. Набережные Челны.
Прототип был продемонстрирован в 2020 г. в столице. Длина 3-дверной модели до 3,4 м, высота – 1,6 м, ширина – 1,7 м. Однако последующая серийная версия «Кама-2» может быть больше прототипа по габаритам.
В салоне установят дисплей 9-дюймовый от мультимедийной системы. ТС будет оснащена интеллектуальной системой для помощи водителю в управлении.
Максимальная скорость электрокара – до 150 км/ч. Полный заряд батареи доступен на 6 часов, в ускоренном режиме – на 20 минут. Эксплуатация электромобиля возможна зимой при -50 °C. Серийный выпуск моделей «Кама-2» начнется не раньше 2024 г.

E-Neva
Разработку электротранспорта осуществляет оборонный концерн «Алмаз-Антей». Прототип ТС представлен как E-Neva. Проект кроссовера отличает стильный дизайн и качественное техническое оснащение.
Премьера автомобиля состоялась на предприятии «Завод 70-летия Победы» (Нижний Новгород). Кроссовер прошел первые испытания, тестирование и совершенствуется конструкторами.
В основе ТС платформа Neva, пружинная подвеска. Машина будет оснащена полным приводом и электрической 2-моторной установкой. Мощность ТС составляет 435 л.с.
Запланированный ход без зарядки возможен до 400–463 км, разгон до 60 км/ч будет осуществляться за 2,7 секунды, допустимая скорость ТС – 187 км/ч.
Длина кроссовера – до 4,5 м. Новинку оснастят цифровой панелью, сенсорным монитором мультимедиа системы, проекционным дисплеем. Багажное отделение объемом до 610 л. Производство E-Neva планируют организовать в 2024 г.

Lada Ellada
Электромобиль Lada Ellada выпускался «АвтоВАЗом» с 2013 г. В основе проекта – переоформленный универсал «Калина». ТС оснащено мотором на 81 л.с., батареей на 13 кВт ч. Запас мощности рассчитан на дистанцию в пределах 140–150 км.
ТС развивает до 130 км/ч. Время на зарядку Lada Ellada составляет около 8 часов от стандартной розетки. Авто переднеприводное, рассчитанное на 5 посадочных мест. Первая партия составляла 100 экземпляров. Повторного выпуска продукции запланировано не было.

«Монарх»
Компания Monarch сконструировала премиум-вариант электромобиля. Планируется выпуск небольшой партии (не более 30 шт.). 10 моделей изготавливаются для топовых заказчиков.
Предусмотрено несколько модификаций:
- S200 с двигателем на 200 кВт и батареей на 60 кВт/ч. Запас хода достигает 372 км, возможен разгон движения ТС до 250 км/ч.
- S400 с мотором на 400 кВт и аккумуляторным блоком на 80 кВт/ч. ТС сможет проехать без дополнительной зарядки до 400 км. Допустимая скорость проектируемого электроавтомобиля составит 260 км/ч.
В салоне предусмотрен большой монитор, мультимедиа, панель приборов снабжена мини-монитором для навигатора. Отделка ТС будет выполнена с использованием дорогих видов древесины, натуральной кожи, металлов.

Другие модели
Концерн «Калашников» разрабатывает электрокар CV-1. Прототип модели презентовали в 2018 г. В основе ТС – адаптированный кузов «ИЖ-21252 Комби».
Суперкар сможет ехать до 350 км без дополнительной зарядки. ТС разгоняется за 6 секунд, максимально возможная скорость – 200 км/ч. Суперкар оснастят батареей на 90 кВт, мотором на 300 л.с. Доступно повышение мощности двигателя в пиковые моменты до 680 л.с. Дата серийного выпуска электрокаров концерном не озвучена.
GAZelle e-NN разрабатывается на Горьковском автозаводе.
Электромобиль предназначается для масштабного применения и планируется к выпуску в нескольких форматах:
- фургон-комби для транспортировки пассажиров и грузоперевозок;
- микроавтобус;
- микроавтобус-маршрутка.
Автофургон сконструирован на базе платформы от компании «ГАЗ». Первые ТС планируют комплектовать электрооборудованием (батареями, аккумуляторными блоками) с заводов Китая. В транспортных средствах планируют установить моторы мощностью до 136 л.с.

Когда будет возможно приобрести электрокар российского производства
На русских автозаводах уже выпускались серийные линии электроавтомобилей. Однако последующего массового производства и вывода в продажу организовано не было.
К концу 2022 г. запланированы презентация и выпуск первых партий продукции бренда Evolute. Центры продаж новых электрокаров будут располагаться в столице, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Сочи.
Сравнительная таблица моделей электрокаров
Таблица электрокаров:
Модели | Мощность двигателя, л.с. | Емкость батареи, кВт/ч | Запас хода | Скорость, км/ч | Цена, руб. |
Lada Ellada | 81 | 13 | 140-150 | 130 | от 500 тыс. |
«Монарх» | 272, 544 | 60, 80 | 400 | 250, 260 | от 4,4 млн |
City Modul 1 | 98 | 10 | 180 | 120 | от 500 тыс. |
CV-1 | 300 | 90 | 350 | 200 | Не объявлена |
По оценкам специалистов, в ближайшее время возможна организация серийного выпуска транспортных средств для массового рынка. Электромобили планируют продавать в России также производители из других стран.