Автолюбители и перевозчики высоко оценили результаты реконструкции, которой подверглось Минское шоссе: платный участок позволяет существенно сократить затраты времени и топлива.
Популярность таких маршрутов еще больше возросла с внедрением транспондеров – устройств для быстрого и удобного перечисления средств. Для лиц, не желающих пользоваться тарифицированными участками, существуют бесплатные дублеры.
О платной автомагистрали М-1
Автодорога «Беларусь», именуемая в СССР Минским шоссе, пересекает Смоленскую область и соединяет столицы 2 государств. Конечная точка трассы находится на границе Беларуси с Польшей.
Магистраль проходит по равнинной местности. На ней 2 платных участка.
.jpg)
Категория дороги
Магистраль имеет федеральное значение. Ей присвоены категории IБ и IВ. Она входит в состав путей сообщения Е30 (Нижний Новгород – Берлин) AH6 (до Южной Кореи).
Маршрут
Начало магистрали находится в точке пересечения Московской кольцевой автодороги и Можайского шоссе. Затем она следует по Московской области – через Одинцово и южнее Кубинки (52 км) и Можайска (98 км). В Смоленской области пролегает южнее г. Гагарин (172 км) и пересекает Вязьму (227 км), Сафоново (297 км), Ярцево (334 км) и Смоленск (334 км).
Длина шоссе
Протяженность участка от Москвы до белорусской границы составляет 456 км. Расстояние между нашей столицей и Минском по трассе – 720 км.
Протяженность платного участка
Первый тарифицируемый участок был построен в обход Одинцово между Рублево-Успенским и Минским шоссе. Он начинается в районе Молодогвардейской транспортной развязки МКАД и заканчивается на 33-м километре шоссе «Беларусь», у деревни Ликино. Его длина составляет 18,535 км.
Маршрут находится под управлением компании «Главная дорога».
Второй платный участок был введен в эксплуатацию в январе 2022 г. Он представляет собой реконструированную часть М-1 с 33-го (Ликино) по 66-й (район г. Кубинка) километр. Маршрут протяженностью 33 км находится в введении «Автодора». По обе стороны от него построены бесплатные 2-полосные дублеры.
Время поездки
При движении на скорости 110 км/ч время проезда по тарифицирумым участкам составляет 29 минут. Данный лимит действует только в пределах этих маршрутов, на всей остальной магистрали «Беларусь» разрешено ехать не быстрее 90 км/ч. От Москвы до границы можно доехать за 5,5 часа, до Минска – за 8,5 часа.
Количество полос движения
Весь первый тарифицируемый участок (в обход Одинцово) разбит на полосы шириной 3,75 м.
Их количество меняется:
- 8 – на начальном 5-километровом отрезке;
- 6 – с 5-го по 14-й км;
- 4 – до выезда на бесплатное шоссе.
На втором оплачиваемом участке (33–66 км Минского шоссе) построено 6 полос.
Остальная часть М-1 в основном имеет 4 полосы. Есть расширения до 6 полос на отрезке км 17+083 – км 19+006, а также до 8 – на следующих участках:
- км 16+140 – км 17+083;
- км 32+500 – км 45+100;
- км 456+648 – км 456+780.

Стоимость проезда
Цена пользования одинцовским тарифицируемым участком зависит от:
- типа транспортного средства;
- времени суток;
- дня недели;
- участка, по которому осуществлялось движение.
В зависимости от высоты и числа осей, транспорт разделен на 4 категории:
- I –до 2 м (мотоциклы, легкий транспорт, легковые автомобили);
- II – двухосные до 2–2,6 м (некоторые легковые машины, в т.ч. с прицепами, микроавтобусы, фургоны);
- III – двухосные более 2,6 м (автобусы и грузовые автомобили без прицепа);
- IV –более 2,6 м с числом осей более 2 (большие автобусы и грузовики, в т.ч. с полуприцепами и прицепами).
Для категории I установлена минимальная ставка, для IV – максимальная.
С 07:00 до 13:00 для всех автомобилей, движущихся в сторону Москвы, вводится повышающий коэффициент. С 16:00 до 22:00 он действует на противоположном направлении. Ночью с 01:00 до 05:00 цена проезда для всех видов транспорта составляет 10 руб.
В выходные и праздничные дни тоже действует повышающий коэффициент.
Одинцовская платная дорога разделена на несколько участков с разной тарификацией:
- начальные 4,6 км;
- первые 10,5 км;
- с км 10+500 до км 13+400;
- от км 10+500 до км 18+500.
Пример стоимости: в рабочий день для машин категории III проезд по участку км 10+500 – км 13+400 в сторону Москвы с 05:00 до 07:00 обходится в 100 руб., с 07:00 до 13:00 – в 140 руб.
На тарифицируемом участке «Автодора» для каждой категории ТС установлена единая ставка, не зависящая от времени суток и дня недели:
- I – 150 руб.;
- II – 180 руб.;
- III – 220 руб.;
- IV – 370 руб.
В будущем «Автодор» планирует продлить свой платный маршрут до 84-го км, произведя и здесь реконструкцию. Бесплатные дублеры тоже будут достроены на соответствующую длину.

Преимущества автотрассы
К достоинствам платной дороги можно отнести:
- Большое количество полос по сравнению с дорогами общего пользования (6 и 8 против 4).
- Благоустроенность. На ней есть свежая разметка, отбойники и освещение.
- Высокое качество покрытия.
- Низкую загруженность.
- Сокращение затрат времени и экономичность. Скоростной лимит составляет 110 км/ч против 90 км/ч на бесплатных дорогах. В таком режиме двигатель расходует меньше топлива.
- Круглосуточное обслуживание с предоставлением бесплатного эвакуатора.
Минусы
Единственный недостаток платных участков на Минском шоссе – относительно высокая стоимость проезда. К тому же при отсутствии транспондера приходится стоять в очереди на пункте приема средств.
Чтобы меньше платить, поступайте так:
- Используйте навигатор при планировании маршрута.
- Пользуйтесь одинцовской платной дорогой ночью.
- Следите за акциями на сайте оператора.
- При частых поездках покупайте абонемент.
Как оплачивать свой проезд по платному участку Минского шоссе
Оплатить проезд можно несколькими способами:
- с помощью транспондера;
- банковской картой;
- наличными.
Первый наиболее удобный.
С транспондером
Транспондер – это небольшое устройство, позволяющее производить оплату на ходу в автоматическом режиме. Его фиксируют двусторонним скотчем на лобовом стекле под зеркалом заднего вида.
Чтобы система могла снять средства, на подъезде к пункту приема платы сбросьте скорость до 20–30 км/ч и убедитесь, что расстояние до ближайшего автомобиля составляет 5 м и более. Подсказки изображены на информационных щитах с зелеными знаками.
Оплата транспондером имеет следующие преимущества:
- не нужно останавливаться и стоять в очереди;
- деньги можно перечислить позже (действует отсрочка до 5 календарных дней).
В России доступно 4 типа транспондеров: «Главная дорога», T-Pass, M-11:15-58 и «Западный скоростной диаметр». Все они могут использоваться на платных участках Минского шоссе.
Если в момент въезда на тарифицируемую дорогу у водителя был нулевой баланс, система зафиксирует наличие долга. Когда счет будет пополнен, нужная сумма снимется автоматически.
Водителя, не погасившего задолженность в течение 5 календарных дней, привлекут к ответственности по ст. 12.21.4 КоАП РФ (предусматривает штраф).
Для использования устройства нужно:
- скачать на смартфон приложение оператора или зарегистрировать на его сайте «Личный кабинет»;
- приобрести транспондер (стоимостью от 1 000 до 3 000 руб.) или взять в аренду;
- пополнить счет с помощью приложения или на сайте.
Приобрести устройство можно в сервисных центрах оператора или на пунктах взимания оплаты обслуживаемых им дорог. Наиболее популярные транспондеры марки T-Pass реализует компания «Автодор – Платные дороги». Помимо сервисных центров эти приборы продаются на заправках партнеров.
Компания «Главная дорога» не только продает приборы, но и сдает их в долгосрочную аренду. Ежемесячная плата составляет 100 руб. Если в течение месяца транспондером ни разу не воспользовались, она не взимается.
.jpg)
Без транспондера
Для одинцовского участка альтернативный способ оплаты предполагает получение талона при въезде на трассу. При съезде документ предъявляют сотруднику пункта приема средств, а тот рассчитывает стоимость проезда с учетом километража, типа ТС и текущего тарифа.
Оплату можно произвести наличными либо банковской картой через:
- терминал;
- веб-ресурс или мобильное приложение «Главной дороги»;
- «СберОнлайн».
Чтобы сократить время простоя, перед путешествием можно сделать предоплату путем зачисления средств на личный счет. Информационные щиты с подсказками для водителей без транспондеров обозначены желтыми знаками.
На участке «Автодора» оплата производится наличными или банковской картой при въезде.
Как рассчитать стоимость поездки по дороге М-1
Сначала нужно спланировать маршрут, т.е. решить, по каким участкам платной дороги вы будете проезжать и в какое время. Затем зайти на сайт компании «Главная дорога» и в тарифной таблице отыскать ставку для своего вида транспортного средства при таких условиях.
Для платного маршрута «Автодора» расчет не нужен: на каждую категорию ТС здесь установлен единый тариф.