Антифризы являются одним из наиболее важных компонентов охлаждающей системы автомобиля. Они предотвращают замерзание и перегрев двигателя, а также защищают его от коррозии. На практике автовладельцы сталкиваются с необходимостью доливки или замены состава. В этой статье дается ответ на вопрос,можно ли смешивать антифриз разных цветов.
Классификация антифризов по составу

Антифризы классифицируются по различным признакам, в т.ч. по составу. Существует несколько типов жидкостей, которые отличаются своим составом и свойствами.
Группы G11 G12 И G13
Группы разработаны компанией Volkswagen и представляют различные стандарты охлаждающих жидкостей для автомобилей.
Они отличаются составом и свойствами, но все соответствуют стандартам качества и безопасности:
- G11 – старший стандарт, разработанный в 1980-е гг. Состоит из моноэтиленгликоля, карбонатов, сульфонатов, фосфатов и других ингредиентов. Не содержит органических кислот и не рекомендуется для смешивания с антифризами других типов.
- G12 – улучшенная версия предшественника, которая появилась в 1996 г. Состоит из моноэтиленгликоля, но содержит органические кислоты и добавки, защищающие двигатель от коррозии и выполняющие другие функции.
- G13 – самый новый стандарт составов от Volkswagen, который появился в 2011 г. Состоит из моноэтиленгликоля и новых добавок, обеспечивающих улучшенную степень защиты от коррозии и пролонгированный период эксплуатации.
Последняя версия используется на большинстве автомобилей Volkswagen и других марок. G13 И G12 хорошо гармонируют друг с другом.
Зеленый
Представляет собой жидкость на основе этиленгликоля. Содержит ингредиенты, которые защищают двигатель от разрушения и предупреждают образование осадков. Может включать карбоксилаты и силикаты, которые обеспечивают дополнительную блокировку от коррозии. Широко используется на автомобилях разных марок.
Красный
Тип жидкости на основе органических кислот. Включает компоненты, предотвращающие коррозию в системе охлаждения и гарантирующие защиту двигателя в широком диапазоне температур.
Красный может содержать добавки, такие как нитриты, которые увеличивают период замены.
Применяется на автомобилях General Motors, Chrysler и Ford.
.jpg)
Синий
Антифриз на основе моноэтиленгликоля или диэтиленгликоля. Содержит ингредиенты, предотвращающие образование осадков. Может включать силикаты, которые защищают от коррозии алюминиевые элементы системы охлаждения. Используется на автомобилях марок Honda, Toyota и Mazda.
.jpg)
Фиолетовый
Жидкость на базе моноэтиленгликоля, содержащая различные добавки, в т.ч. органические кислоты. Обеспечивает более высокую степень защиты двигателя от коррозии и более длительный срок его службы.
Допускается к смешиванию с другими типами антифриза – зеленым или синим. Используется на некоторых автомобилях Volkswagen, а также на других марках (с G12 и G13).
Что означают разные цвета антифриза
Изготовители применяют специальные красители, которые не влияют на характеристики, но позволяют отличать маркировку:
- Серия G11 на базе силиката окрашена в зеленый цвет и более экономична. Гарантирует защиту от разрушения, но снижает отдачу тепла, что может уменьшить эффективность охлаждения двигателя.
- G12 и G12+ с карбоксилатными компонентами борются с уже сформировавшимися очагами коррозии и предотвращают их распространение.
Цвет состава необходим для понимания типа антифриза.
Почему в некоторых случаях разные антифризы смешивают между собой
Сочетание их между собой может потребоваться:
- При необходимости долива и отсутствии подходящего антифриза в случае непредвиденной ситуации на дороге.
- При замене после прежнего автовладельца, который не владеет информацией о типе и марке залитого ранее антифриза.
Не все составы совместимы между собой, поэтому при их сочетании лучше заранее изучить инструкцию.
Какие цвета антифризов можно смешивать
Допускается сочетать только жидкости одного типа, класса и процесса изготовления, даже если они разного цвета.
Однако некоторые изготовители применяют разные цвета для обозначения вариативных марок и типов составов:
- G11 окрашен в зеленый цвет;
- G12/G12+ – в красный;
- G13 – в сиреневый или желтый.
.jpg)
Красный и зеленый лучше не смешивать, хотя цвет не всегда показатель.
Можно комбинировать антифризы при совпадении типа, класса и технологии изготовления.
Если вы не уверены, можно свериться с инструкцией по эксплуатации вашего автомобиля или обратиться к профессионалам в автосервисе.
Таблица совместимости антифризов
Существует множество различных марок и типов антифризов, и каждый производитель устанавливает свои требования к сочетаемости. Можно выделить несколько общих рекомендаций, которые помогут при выборе и смешивании составов.
По группам
Совместимость по группам:
- Органические кислотные антифризы (OAT) гармонируют с другими OAT и некоторыми гибридными антифризами (HOAT).
- HOAT сочетаются с OAT и другими HOAT.
- Силикатные антифризы (IAT) хорошо функционируют только с другими IAT.
Фосфатные антифризы (H-OAT) совмещаются со смесями фосфата и силикатов, а также с некоторыми HOAT.
По цветам
Красный (G12/G12+) не терпит сочетания с зеленым, зато гармонирует с красным и сиреневым (G13).
Зеленый сочетается с себе подобными и некоторыми другими версиями, но вступает в конфликт с последующими поколениями составов.
Допустимые сочетания можно посмотреть в специальной таблице.

Каких негативных последствий для авто можно ожидать
Из неприятностей дисгармонии составов для владельца можно отметить:
- Конфронтацию химических компонентов, грозящую образованием густого осадка и блокированием системы охлаждения.
- Изменение расчетной температуры замерзания и в итоге повреждение двигателя из-за замерзания охлаждающей жидкости в холодную погоду.
- Коррозию внутренних деталей системы.
- Снижение эффективности системы охлаждения, что может привести к перегреву двигателя и его поломке.
Поэтому перед сочетанием антифризов следует уточнить их характеристики.

Техника безопасности при смешивании составов
Рекомендации:
- Перед работами отключить двигатель и дать ему остыть, чтобы избежать получения травм или ожогов.
- Перед применением нового антифриза полностью удалить старый с помощью промывки системы или слива старой жидкости и промывки системы водой.
- При добавлении нового состава соблюдать соотношение, рекомендуемое производителем. Не добавлять больше антифриза, чем нужно, чтобы не нанести ущерба двигателю.
- Перед смешиванием составов тщательно изучить рекомендации производителя по совместимости, чтобы избежать негативных последствий для системы охлаждения.
- Надеть перчатки и защитные очки, чтобы защитить кожу и глаза от контакта с кислотой или другими химическими веществами.
- Не допускать попадания состава в рот. Если это случилось, немедленно промыть его водой и обратиться к медицинскому работнику.
- После завершения работ внимательно проверить систему охлаждения на наличие утечек и заполнить ее до соответствующего уровня.
Соблюдение этих простых правил поможет сделать процесс смешивания составов безопасным.
Может ли антифриз поменять цвет в процессе эксплуатации
При длительном использовании состава его цвет может стать темнее, более насыщенным, поскольку происходят окисление и другие химические процессы.
Изменение цвета состава может свидетельствовать о наличии проблем в системе охлаждения автомобиля, таких как утечки, образование нагара или ржавчины.
Внешние проявления несовместимости составов
Дисгармонию составов можно заметить по образованию осадков в системе, снижению эффективности функционирования, образованию пены или коррозии деталей. Все это может привести к засору трубок системы охлаждения, повреждению водяного насоса и перегреву двигателя.