Грамотный водитель должен знать назначение всех счетчиков и датчиков на панели приборов. Одометр автомобиля нередко путают со спидометром, что неудивительно, т.к. во многих авто шкалы обоих устройств совмещены. На деле каждый из этих механизмов выполняет свою функцию.
Что такое одометр в автомобиле

Одометром называют измерительное устройство, определяющее, какой путь в километрах прошел автомобиль.
Конструкция одометра
Агрегат состоит из:
- счетчика пробега, показывающего общий пройденный путь;
- контроллера, преобразующего вращение колес в общее количество километров пути;
- измерителя движения, связанного с вращением колеса;
Если прибор механический (как на старых авто), то он также имеет ряд колесиков с цифрами. При этом каждое из них разделено на секторы и имеет набор цифр от 0 до 9.
Современные счетчики входят в бортовой ЭВМ машины или же (в качестве альтернативы) используются электромагнитные датчики.
Принцип работы одометра
Общий путь, пройденный авто, устройство рассчитывает по числу оборотов колесной оси, т.е. за 1000 м колесо делает N-ое число оборотов.
Это общий принцип для всех устройств, частности могут различаться в зависимости от типа счетчика:
- Механика. В приборе имеется трос, который соединяет выходной вал и коробку передач. В то же время привод переключения скоростей связан с механизмом из нескольких колесиков, на которые передается вращение троса и они показывают числовое значение в соответствии с пройденным путем.
- Электроника + Механика. Вращение троса в этом приборе отслеживается с помощью электроники. Результат выводится на экран ЭВМ автомобиля.
- Электроника. Отсутствуют механические элементы контроля, вместо них – высокочувствительные датчики, преобразующие крутящий момент колеса в электрические импульсы.
Чем отличается от спидометра
Спидометр показывает текущую скорость автомобиля, которая выводится на индикатор (экран) в км/ч. Прибор не показывает пройденное расстояние, хотя и может быть комбинирован вместе с одометром.
В старых автомобилях показания спидометра расположены в полукруге шкалы, тогда как цифры одометра идут небольшой горизонтальной линией внутри круга (в центре и внизу, для измерения пробега от одной точки до другой). У электронных устройств цифры различаются по цвету и шрифту.
Основные значения спидометра – 2- или 3-значные числа (10 км/ч, 120 км/ч), у счетчика километража – 6-значные (069032).
Для чего нужен в автомобиле
Показания этого счетчика имеют большое значение в торговле авто, т.к. от пробега во многом зависит цена б/у транспорта.
Суммарный пройденный путь может отражать состояние двигателя, кузова, внутренних узлов и всех механизмов в целом.
Кроме того:
- Можно рассчитать путь между населенным пунктом или любыми 2 точками (т.н. «суточный пробег»).
- Удобно определять расход горючего.
- Показания одометра позволяют тестировать эффективность разных видов топлива и газа на 100 км.
Разновидности одометра в машине
Существуют 3 основных вида счетчиков – механический, комбинированный (электромеханический) и электронный.
Механический
Прибор появился раньше всех остальных – в 1910 г. Он состоит исключительно из механических деталей – счетчик, шестерня в коробке передач и гибкий трос.
Преимущества этого устройства:
- высокая надежность;
- простота в использовании;
- доступный ремонт.
При этом все виды приборов обладают невысокой точностью. Недобросовестные торговцы нередко отматывают и обнуляют показания механического одометра перед продажей авто.
Если человек часто и много ездит на машине, то есть вероятность, что цифры на счетчике закончатся и нужно было бы записывать значения цифр, а потом их обнулять (однако это относится в первую очередь к старым автомобилям с 5-значным числом пробега).

Электромеханический
Это промежуточный вариант, появившийся в 1970-х гг. В механическом устройстве присутствуют электронные детали, которые с большей точностью замеряют количество вращений колеса.
Недостатком таких устройств является недостаточная прочность – они часто ломаются, при этом электроника выходит из строя чаще механики. Зато и скрутить показания на таком приборе проблематично.

Электронный
Механических деталей здесь нет, только электроника. Вместо троса – оптические датчики, фиксирующие электромагнитный импульс, когда мимо него проходит зубец шестеренки выходного вала.
Информация обрабатывается бортовым компьютером, а все показания остаются в памяти ЭВМ.
В современных моделях все данные могут сохраняться и передаваться дистанционно, что затрудняет скручивание счетчика.
.jpg)
Возможная погрешность показаний
Как и большинство приборов для измерения, одометр не является точным устройством, его значения имеют погрешность.
В зависимости от вида устройства, она бывает разной:
- Механика. Погрешность – от 5 до 15%.
- Электромеханика. Показатель – от 2 до 5%.
- Электроника. Не более 1–2 %.
Погрешность зависит от многих факторов:
- сложности условий (плохие дороги, бездорожье и все, что создает пробуксовку колес);
- износа колес;
- нарушенной герметичности гидравлики сцепления.
Зачем отматывают одометр в автомобиле и как это делают
Большой пробег у машины показывает, что она изношена, потребуется много денег на ее ремонт. А значит, ее цена будет ниже, в сравнении с более новыми автомобилями. Поэтому многие автодилеры отматывают километраж, чтобы выдать автомобиль за более новый, тем самым повысить на него цену.
Есть и другие цели для подобного вмешательства:
- желание скрыть нецелевое использование транспорта;
- устранение сложностей и обход формальностей при оформлении машин (в служебных автопарках, госучреждениях и пр.).
- для определения чистой прибыли у тех, кто зарабатывает на транспорте (таксисты, дальнобойщики, маршрутчики);
- корректировка необходима после ремонта некоторых узлов авто или после смены диаметра колес.
.jpg)
Механические
На таком приборе проще всего отматывать показания. Для этого снимают тросик с распредвала, прикрепить его к любому вращательному инструменту (наподобие дрели) и вращать сколько нужно. Если трос не снимается, то необходимо снять счетчик и разбирать его уже по деталям вручную.
Признаки возможной скрутки:
- неровно установленные цифры;
- следы вскрытия приборной панели;
- царапины от откручивания крепежа троса.
Электромеханические
Для скрутки значений у гибридных приборов подключается специальная электронная схема к разъему одометра на приборной панели. Она должна содержать уже установленное число пробега, которое записывается на старую плату (карту памяти) прибора.
Определить, была ли скрутка в этом устройстве, помогут такие признаки:
- следы снятия приборной панели;
- перепаянные микросхемы (следы пайки в целом);
- стертость или отсутствие заводского лака в местах плат.

Электронные
Любые изменения информации влекут за собой вмешательство в бортовую электронику, что требует наличия навыков и знаний. При этом многие современные автомобили дублируют записи и данные с приборов авто, так что нужно менять показания сразу в нескольких местах.
Такая корректировка возможна при выпаивании микросхемы и ее последующей установки в приборную панель. А также при использовании адаптера и программного обеспечения, которое позволяет вносить изменения в ЭВМ транспорта. При качественной работе следы скрутки обнаружить сложно.
Чем выше стоимость автомобиля, тем выше уровень защиты, в т. ч. и от взлома бортового компьютера.