Почему гидрокомпенсаторы стучат на холодную, горячую или на высоких оборотах — способы устранить поломку

гидрокомпенсаторы

Автолюбителю необходимо знать основные причины, почему гидрокомпенсаторы стучат на холодную или горячую. Исправное устройство работает без шума, а кулачки распределительного вала не изнашиваются быстро. Проблему устранения стука в силовом агрегате решают после его проверки с помощью специальных инструментов.

Что такое гидрокомпенсатор

Тепловые зазоры в современных движках регулируют специальные приспособления. Гидрик (гидрокомпенсатор) находится в газораспределительном устройстве мотора.

У силовых агрегатов с 1 валом в головке (Single OverHead Camshaft) корректор выполняет функцию коромысла, передающего энергию от коленчатого вала к створке.

В движках с 2 распределительными механизмами (DOHC) гидрик имеет форму цилиндра.

Полноценная работа важного элемента возможна при давлении моторного масла в системе от 4,5 до 6,5 атм. Снижение этого показателя приводит к появлению дребезжания в клапанной конструкции.

Для чего используется

Специальный узел, включающий гидравлический компактный цилиндр, отвечает за работу клапанов в двигателе. Гидротолкатель избавляет автовладельцев от ручной регулировки тепловых зазоров. Специальная конструкция автоматически компенсирует щели между створками и валом ДВС во время его работы.

Гидравлический цилиндр не допускает образования небольших зазоров между клапанами из-за повышения температуры движка.

Каким образом работает

Гидрик работает следующим образом: звено кулачкового приспособления оказывает воздействие на устройство регулировки теплового зазора. Внутри рабочего узла топливного насоса возникает высокое давление. Шариковый механизм запирается.

Коэффициент сжатия рабочей жидкости в гидросистеме зависит от ее температуры, поэтому гидрик выполняет функцию жесткой прокладки между валом двигателя и клапаном.

Звено кулачка распредвала давит на компактный гидравлический цилиндр. Небольшое количество топлива выпиливается из плунжера ТНВД, образуется небольшая щель. При повороте распределительного устройства на 180° просвет исчезает.

Схема
Схематическое изображение гидрокомпенсатора.

Почему гидрик постукивает на холодную

Главные причины стука компенсаторов на холостых оборотах:

  1. Износ гидравлических толкателей.
  2. Неисправность обратного клапана.
  3. Низкая вязкость рабочей жидкости.
  4. Засорение масляного фильтра.
  5. Налет из углеродных отложений (в двигателях авто с пробегом большее 7 тыс. км).

Громкий звук может исчезнуть через несколько минут или продолжаться дольше, если в движок залит нефтепродукт для смазки низкой вязкости OW 30.

Уровень
Уровень масла на щупе.

Чрезмерная густота масла

Для каждого мотора рекомендованы летние и зимние смазки с дополнительными присадками. Выбор рабочей жидкости для механизма компенсации теплового просвета зависит от климатических условий. Чрезмерно густой нефтепродукт для смазки способствует появлению дефектов на корпусе детали.

Жидкое моторное масло непригодно для эксплуатации, т. к. не обеспечивает давление в гидравлическом устройстве.

Под влиянием длительных нагрузок уменьшается доля базового смазочного состава и присадок. Вещество, снижающее трение, становится жидким. Водянистая и грязная смазка или, наоборот, слишком густой состав нарушает рабочий цикл и препятствует свободному движению гидравлического цилиндра.

Если индекс вязкости (ИВ) превышает 90 ед., падает мощность двигателя и повышается температура рабочего состава. Двигатель быстро перегревается, стремительно изнашиваются компоненты. Нефтепродукт для обработки деталей окисляется и приходит в негодность.

Чрезмерная густота масла
Повышенная густота масла может вызвать постукивание гидрика.

Загрязнение клапана

Просадка седла запорного механизма вызывает его блокировку. В этом случае расстояние от торца клапана до распределительного вала уменьшается.

Аналогичный результат наблюдают при образовании нагара на откидных створках. Налет состоит из твердых частиц, которые делают работу движка нестабильной.

Твердый нагар появляется на механизмах для открытия (закрытия) клапана по следующим причинам:

  • использование топлива с примесями серы, свинца и др.;
  • неисправность маслосъемных колпачков;
  • уменьшение выбросов оксида азота (изменение стандартного модуля EGR).

Износ плунжера

Детали топливной аппаратуры обладают различной износоустойчивостью. Эксплуатационный срок плунжера составляет 18 тыс. час. Старение вытеснителя цилиндрической формы вызывают конструкционные и технологические причины.

Большое значение имеет вид топлива, качество очистки масляного состава. Плунжерные пары меняют свой размер или форму под воздействием мелких частиц размером 1–5 мкн, которые не удаляются при очистке фильтрами.

Загрязняющие элементы диаметром от 2 до 10 мкм проникают в зазор между цилиндрическим поршнем и втулкой, деформируя корпус деталей. Нарушается подача смазки на стенки рабочей камеры объемного вытеснения.

Местный износ детали вызывают мощные гидроудары и волновые явления при скорости топливного потока 200 м/с.

Причины цокота на прогретом моторе

Причины неприятного звука гидрика на рабочем двигателе:

  1. Некачественная моторная жидкость.
  2. Засоренный масляный фильтр.
  3. Неисправность жидкостно-кольцевого насоса.
  4. Недостаточное количество топлива.
  5. Малая вязкость рабочего состава.
  6. Низкое давление масла.

Высокий уровень масла в двигателе

Превышение уровня рабочей жидкости выше нормы приводит к появлению дребезжания на горячую. Поршневые кольца прилагают большие усилия для преодоления сопротивления смазочного состава.

Коленвал проворачивается с трудом, а передача крутящего момента на колеса занижена. В этом случае уменьшается скорость машины и возрастает расход топлива. Перелив масла приводит к преждевременному износу уплотняющих колец и сальников.

Особую тревогу автовладельцев вызывает большой уровень рабочей жидкости в двигателе.

В этом случае возникают проблемы:

  • трудности с запуском двигателя в зимние холода;
  • увеличение нагара на стенках цилиндров.

Слишком малая степень вязкости масла

Производитель указывает срок службы масла, его подлинность и качество. Нередко используют маловязкие составы классификации ACSE A1/B1, ACEA A5/B5.

В двигателе такая рабочая жидкость не обеспечивает необходимую толщину защитной пленки. В этом случае увеличивается расход масла, мотор может заклинить. Автовладелец учитывает вязкость смазочного материала и не применяет составы, имеющие только 1 допуск производителя.

Гидрокомпенсаторы стучат на высоких оборотах – из-за чего это происходит

Нередко водитель отмечает цокот под капотом на оборотах 2500 и более.

Специалисты называют 3 причины неисправности:

  • вспенивание топливной жидкости;
  • нагнетание воздуха масляным насосом при низком уровне топлива;
  • повреждение емкости для приема смазочного материала.

Для устранения стука автовладелец доливает масло в систему.

Нередко при увеличении оборотов двигателя звук исчезает, но при остывшем движке становится очень громким. Основная причина неисправности – это попадание масла в щель между гильзой и плунжерной парой. Для решения проблемы владелец машины проводит замену устройства.

Инструкция по проверке устройства

Для диагностики неисправностей механизма компенсации теплового просвета используют следующие инструменты:

  • автомобильный механический стетоскоп;
  • контрольный щуп (толщина зонда – от 0,1 до 0,5 мм).

Алгоритм действий:

  1. Прикладывают стетоскоп к местам расположения специального механизма регулировки теплового зазора. Опытный автовладелец фиксирует неприятные звуки.
  2. Если он не владеет навыками определения дефекта с помощью стетоскопа, то снимает крышку, предохраняющую клапаны.
  3. Проворачивает коленчатый вал до упора, добиваясь, чтобы компенсаторы не воздействовали на кулачки.
  4. Жмет на поршни. Если заслонки занимают нижнее положение – они исправные. Остановка любого поршня указывает на заклинивание плунжера.
Прослушка
Прослушка агрегата для опытного автовладельца.

Несложный способ проверки – это вдавливание центрального штока гидрика внутрь. Целый компенсатор не поддается прогибу. Центральный стержень неисправного элемента двигателя всегда продавливается вниз.

После осмотра гидрика проверяют работу мотора. Заводят, а затем глушат его. Если дребезжание отсутствует, значит, неисправность устранена.

Способы устранения поломки

Прежде чем поменять вышедшие из строя компенсаторы, готовят инструменты:

  • набор комбинированных ключей для авто;
  • прокладку передней крышки ГБЦ;
  • крестообразную отвертку.

Автовладельцу понадобятся следующие материалы:

  • герметик;
  • промывочная жидкость для двигателя;
  • агрессивный состав (Димексид 99% концентрат).

Алгоритм действий:

  1. Ставят автомобиль на ручной тормоз. Открывают капот.
  2. Ослабляют хомут фиксации шлангового соединения.
  3. Промывают гидрик. Заранее готовят 3 контейнера, соответствующие размерам компенсатора. Для замены также необходима жидкость (бензин АИ-92 или керосин).
  4. Гидравлическое устройство извлекают из гнезда.
  5. С помощью щетки очищают все детали.
  6. Погружают механизм в 1 контейнер. Нажимают на плунжер, добиваясь легкого хода клапанного механизма.
  7. Пробуют убрать рабочую жидкость из гидрика и промывают каналы с помощью шприца.
  8. Повторяют действия по очистке, используя 2-ю емкость.
  9. В 3-й контейнер погружают механизм регулировки теплового зазора. Набирают рабочий состав в компенсатор и закрывают клапан.
  10. Надавливают на плунжер.
  11. Собирают компактный гидравлический цилиндр и запускают мотор.

После окончания работ проверяют, нет ли постоянного звука в высокой тональности на прогретом двигателе.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий