Одним из самых непростых моментов на дороге считается применение правил проезда кругового движения. Такие пересечения вызывают трудности не только у начинающих, но и у опытных автолюбителей. Важно разобраться, как корректно вести себя на круге, чтобы не попасть в ДТП.
Перекресток кругового движения – что это такое

Перекресток, на котором устроено движение по кругу, называется еще кольцевым пересечением. В ПДД не закреплено четкое определение понятия. Под этим словосочетанием понимают одноуровневое пересечение дорог со срединным островком в форме окружности и проезжей частью в форме кольца. На подъезде к такому перекрестку автомобили замедляются. Далее они начинают двигаться по кольцу в направлении, обратном часовой стрелке, пока не совершат выезд на нужном ответвлении, идущем от круга.
Преимущества такой организации:
- Повышенная безопасность.
- Большая пропускная способность.
- Уменьшенные затраты на содержание. Чаще всего на таких перекрестках нет светофоров, что позволяет властям экономить деньги.
- Снижение времени ожидания на проезд.
- Увеличенное количество дорог, которые соединяются перекрестком.
Недостатки:
- Необходимая площадь. Для такой организации движения требуется много места, островная часть не используется для транспорта и на картинках чаще всего показывается как декоративный элемент с растениями.
- Долгое ожидание в «час пик».
Знаки и сигналы
Такие пересечения чаще всего являются нерегулируемыми, т. е. на них нет светофоров. Это указывает на то, что очередность проезда определяется знаками. В России, по новым правилам, с 2017 г. водитель, въезжающий на круг, должен уступить дорогу тому, кто уже движется по кольцу. Этот закон действует по умолчанию на всех подобных перекрестках.
Однако остались случаи, когда дорожные указатели устанавливают другую очередность, поэтому на них необходимо обращать внимание, чтобы не нарушать правила движения по кольцу.
У перекрестка ставится знак «Круговое движение» (4.3). Это табличка голубого цвета. Она круглой формы. На голубом фоне нарисованы стрелки белого цвета, которые образуют замкнутый контур. Если других знаков нет, то очередность проезда определяется пунктом 3.11 ПДД: преимуществом обладает тот, кто совершает движение по окружности.
В некоторых ситуациях размещаются специальные знаки приоритета:
- 2.1 «Главная дорога». Это табличка в виде ромба желтого цвета.
- 2.4 «Уступите дорогу». Знак имеет форму перевернутого белого треугольника с красной каймой.
- 2.5. «Движение без остановки запрещено». Табличка в виде многоугольника красного цвета с надписью STOP.
При размещении возле кольца этих знаков необходимо руководствоваться правилами, которые они устанавливают.
Скорость движения
Скоростной режим на перекрестках, где организовано передвижение по кругу, соответствует допустимому в городе. Отдельных правил или ограничений нет. Однако чаще всего автомобилисты должны сбросить скорость или совсем остановиться при въезде на круг, чтобы пропустить тех, кто по нему движется. При этом водители на кольце едут небыстро, чтобы не увеличивать центробежную силу. За счет этого круговые пересечения считаются более безопасными.

Основные ПДД
Кольцеобразные перекрестки в своде правил дорожного движения упоминаются лишь несколько раз. Возможно, поэтому люди иногда путаются.
Въезд на ПКД
Если знаками преимущественного права проезда не задается иная очередность, то перед кругом водитель должен остановиться и пропустить тех, кто движется по нему.
Выбор полосы при проезде
В п. 8.5 ПДД говорится, что при развороте, повороте в одну или другую сторону необходимо занять соответствующий крайний ряд. Исключение составляют случаи передвижения по кругу. Исходя из этого, попасть на кольцо разрешается с любой полосы. Единственным ограничением является дальнейшая траектория.
Например, если водитель въезжает с правого ряда, он не должен на круге сразу занимать центральный или левый. Чтобы избежать ДТП, необходимо заранее определиться, какую часть дороги целесообразнее занять. Это зависит от выбранного съезда.
Движение прямо
Если требуется пересечь ПКД насквозь, т. е. двигаться прямо, лучше всего занять среднюю полосу. Тогда первый съезд автолюбитель минует, двигаясь в среднем ряду, а затем спокойно перестроится вправо для того, чтобы покинуть кольцо. При наличии только 2 частей водитель может остаться в той, с которой повернул на круг.
Правый поворот
Поворот направо предполагает, что автомобилист воспользуется первым съездом. Этот маршрут передвижения по кругу самый короткий. В таком случае автолюбителю потребуется переместиться в правый ряд и при заезде, и на самом кольце.
Левый поворот
Если предстоит повернуть налево или развернуться, необходимо двигаться по соответствующей крайней полосе. Въезжать на круг лучше всего с такого же ряда. При любом количестве частей на кругу двигаться следует в крайней левой.
Съезд с полосы
Здесь правильный вариант всего один: съезд с кольца выполняется только справа. Соответственно, если водитель двигался в центральном или левом ряду, он должен перестроиться. Эта ситуация чаще всего приводит к ДТП и конфликтам, потому что далеко не все автолюбители знают об этом правиле и соблюдают его. Часто люди за рулем пытаются покинуть круг из средней или левой части, подрезая другие машины, что создает аварийные ситуации.

Как пользоваться поворотниками
Часто у курсантов автошкол и у неопытных водителей возникает путаница в вопросе, какие указатели поворота включать при въезде на круг и при передвижении по нему.
При движении по кругу
При езде по кругу водители часто пренебрегают поворотниками, что может создать аварийную ситуацию. В правилах написано, что автолюбители при перестроении обязаны включать указатели поворота, чтобы проинформировать других участников движения о своей траектории.
Причем делать это необходимо заблаговременно. Левый включается при перестроении влево, правый – вправо. Сразу после окончания маневра указатели требуется выключить.
Таким образом, нужно включать соответствующие поворотники при перестроении во время езды по кругу.
При въезде на ПКД
Еще большая путаница возникает с указателями при въезде на ПКД. Хотя вариант тут один: включать необходимо только правый сигнал. Даже если водитель планирует заехать на кольцо с левой полосы, указатель включается правый. Это обусловлено организацией движения.
Как легко сдать проезд по круговому перекрестку на экзамене
Ученики в автошколе часто боятся ПКД, т. к. считают, что там много нюансов, которые толком не освещаются в правилах.
Если на экзамене в маршруте попадется круговой перекресток, лучше всего воспользоваться следующей схемой для легкой сдачи:
- Заранее занять место с правого края на дороге.
- Зажечь правый поворотник.
- Пропустить ТС, которые едут по кольцу, если знаками не устанавливается иное.
- Заехать на круг (с по-прежнему включенным указателем поворота), держаться правой полосы.
- Проследовать до требующегося ответвления.
- Снова включить правый указатель, покинуть кольцо.
Эта схема наиболее безопасная и простая, если ехать с нормальной скоростью и не создавать заторов и помех остальным участникам движения.
Штраф за нарушение ПДД на перекрестке
Несоблюдение правил перемещения по ПКД может караться штрафными санкциями.
Запрещенными являются следующие действия:
- непредоставление преимущества тем, у кого главная дорога;
- встречная езда;
- неправильно включенный сигнал указателя поворота;
- попытка покинуть кольцо не с того ряда;
- стоянка или остановка в пределах перекрестка.
Если автомобилист не предоставил преимущество тем, кто едет по главной дороге, его оштрафуют на 1000 руб. Передвижение по встречной, т. е. по часовой стрелке, может привести к изъятию водительского удостоверения. Несоблюдение правил стоянки подразумевает штраф в размере 500 руб.
.jpg)
Как проезжать регулируемый перекресток
Перекрестки, на которых установлены светофоры, называются регулируемыми. К такой категории еще можно отнести пересечения, где движением командует сотрудник ГИБДД.
С живым регулировщиком
Регулировщик руководит очередностью пересечения дороги в случае поломки светофора. Так же как и знаки, жесты сотрудника могут быть разрешающими и запрещающими.
К последней категории относятся всего 2 жеста:
- Рука направлена вверх. В таком случае запрещено движение для всех транспортных средств.
- Руки расставлены по сторонам или прижаты к телу. Данное положение запрещает двигаться тем ТС, которые стоят перед или за регулировщиком, т. е. «смотрят» на его спину или грудь. Остальные машины (которые стоят с правого или левого бока) могут проезжать перекресток в прямом направлении или поворачивать направо.
Разрешающие:
- Руки расставлены по сторонам или направлены вниз. Такое положение тела регулировщика позволяет двигаться тем, кто находится справа или слева от него. Транспортные средства имеют право двигаться прямо или направо. Остальные должны ждать следующих жестов.
- Рука (правая) направлена вперед. Слева допускается движение во все стороны. Тем, кто смотрит на грудь регулировщика, можно выполнить правый поворот.
На светофоре
Если светофор простой с 3 секциями, то правила проезда достаточно легкие. Те, кто двигается по прямой, не должны пропускать никого. При осуществлении левого поворота необходимо пропустить тех, кто едет навстречу (кроме поворачивающих налево).
Если водитель оказался на перекрестке на зеленый, он должен закончить маневр, даже если загорелся запрещающий сигнал. Поворачивая направо, автомобилисты должны пропускать пешеходов, если для них не установлен отдельный светофор.
С дополнительными секциями светофора
Часто к светофорам пристраивают дополнительные секции, например, со стрелками. Когда главный сигнал красный, но зеленым горит указатель нужного водителю направления, он может проехать. При этом автомобилист должен пропускать пешеходов и ТС с других сторон. Если же требуется повернуть направо, горит зеленый, но стрелка не активна, то необходимо остановиться.
Со светофором и спецзнаками
Знаки, определяющие очередность проезда, при исправно работающем светофоре не действуют. Ими следует руководствоваться при длительно мигающем желтом свете или отключении устройства регулирования. Иногда перед пересечением дорог ставятся знаки движения по полосам, указывающие, например, что по правому ряду запрещается ехать прямо. В таком случае требуется руководствоваться этими табличками.
Движение на нерегулируемом перекрестке
На пересечениях, где нет регулирования, необходимо учитывать знаки, определяющие очередность перемещения. Они устанавливают правила проезда перекрестков, показывают, кто имеет преимущество в движении.
Основная дорога
Дорога такого плана обозначается табличкой в форме ромба желтого цвета и именуется главной. Машины, следующие по такому пути, обладают приоритетом. Если главная дорога поворачивает, об этом обязательно сообщит табличка под знаком.
Если встречаются 2 машины, между собой они пользуются правилом равнозначности. Автолюбители его называют «помехой справа». Подразумевается, что должен пропустить тот водитель, к которому подъезжают с этой стороны.
Второстепенная дорога
Человек за рулем на второстепенной проезжей части должен пропустить тех, кто едет по главной. При этом неважно, в каком направлении или какой маневр собирается совершить другой автомобилист. При наличии еще одного ТС на второстепенной дороге также следуют правилам равнозначности.
Равнозначное пересечение
Под равнозначным пересечением подразумевается, что оба автомобилиста одновременно находятся или на главной, или на второстепенной дороге, т. е. они руководствуются уже не знаками приоритета. В таких случаях следует применять правило «помеха справа». Обязаны уступать те водители, к которым подъезжают с этой стороны. Еще бывают ситуации, что знаки определения приоритета не установлены. Тогда тоже следует руководствоваться правилом «помеха справа».