Ремень ГРМ: как часто нужно менять элемент в автомобиле, признаки износа детали

ремень грм

В конструкции автомобиля ремень ГРМ (расшифровка – газораспределительного механизма) играет важную роль в синхронизации вращения распредвала и коленвала двигателя. Это гарантирует, что клапаны закрываются/открываются в точное время, что необходимо для эффективного сгорания топлива и работы ДВС.

Что такое ремень ГРМ в машине

Ремень грм
Ремень ГРМ отвечает за синхронизацию коленчатого и распределительных валов.

Ремень ГРМ (кулачковый элемент, цепь) – резиновая, синтетическая деталь с зубьями на внутренней поверхности. Соединяет коленчатый вал с распределительным, облегчая синхронизацию движения поршня и клапана.

Расположение в автомобиле

Элемент находится за защитным кожухом в передней области ДВС. Его расположение зависит от модели автомобиля, но стандартно – в моторном отсеке.

Где находится
ГРМ в авто.

Разновидности ремней ГРМ

Ремни производятся из разных материалов, имеют различия в конструкции. На выбор влияют требования к мотору, долговечность, стоимость, спецификации производителя.

Распространенные типы изделий:

  1. Резиновые. Считаются часто используемыми. Состоят из резиновой смеси со встроенными нейлоновыми кордами и другими усилениями для дополнительной прочности, гибкости. Характеризуются доступностью, надежностью. Они подходят для большинства повседневных автомобилей, обеспечивают плавную, тихую работу, однако требуют частой замены по сравнению с другими типами.
  2. Высокопроизводительные. Предназначены для двигателей с высокими требованиями к выходной мощности, диапазону оборотов в минуту. Изготовлены из передовых материалов, таких как HNBR (гидрогенизированный нитрил бутадиеновый каучук) и других синтетических соединений. Гарантируют устойчивость к нагреву, маслу и износу, что делает их подходящими для гоночных моторов.
  3. Двусторонние. Имеют зубья с обеих сторон, что позволяет одновременно приводить в движение несколько валов. Применяются в ДВС с 2 верхними распределительными валами (DOHC) или несколькими ведомыми компонентами.
  4. Бесшумные/синхронные. Предназначены для сведения к минимуму шума, вибрации. Они имеют профиль зубьев, обеспечивающий тихую работу, что делает их подходящими для автомобилей, в которых снижение звука считается приоритетом. Например, машины класса люкс, премиум.
  5. Металлические цепи. Хотя это не совсем ремень, в некоторых ДВС они используются. Цепи ГРМ состоят из взаимосвязанных металлических звеньев, смазываемых моторным маслом. Дают прочность, но более шумные, требуют дополнительного обслуживания, например, регулярной замены масла для предотвращения износа.

Важно проконсультироваться с производителем автомобиля и прочитать руководство пользователя, чтобы определить тип детали, интервал замены.

Для чего нужен

Устройство необходимо для точной синхронизации внутренних компонентов двигателя. Без него клапаны и поршни могут столкнуться, что приведет к повреждениям, в т. ч. погнутым деталям, даже полному отказу мотора. Его замена с рекомендуемыми интервалами важна для предотвращения возможной поломки.

Как работает ремень ГРМ

Ремень приводится в движение коленчатым валом и передает вращающее усилие на распредвал. Когда последний крутится, он управляет открытием и закрытием клапанов, позволяя втягивать воздух, топливо и выпускать выхлопные газы. Зубья входят в зацепление с шестернями валов, гарантируя синхронное вращение.

Привод
Строение ременного и цепного привода.

Срок службы ремня ГРМ

На срок службы устройства влияют:

  • марка, модель автомобиля;
  • условия вождения;
  • методы технического обслуживания.

Стандартно элементы рассчитаны на 5–7 лет, но этот срок может различаться.

Какие факторы влияют на износ ремня ГРМ

Факторы, влияющие на износ и срок службы:

  • пробег, который увеличивает износ детали;
  • время (даже если у автомобиля небольшой пробег, компонент изнашивается из-за воздействия тепла, масла, других факторов);
  • условия вождения (частая езда при экстремальных температурах, таких как жара либо мороз ускоряет износ);
  • утечки масла;
  • отсутствие обслуживания.

Признаки износа ГРМ

Признаки, указывающие на изношенный либо поврежденный элемент:

  • пропуски зажигания, неровный холостой ход;
  • трудный запуск;
  • тикающий, щелкающий шум, исходящий от мотора, последний может работать плохо, глохнуть;
  • видимые трещины, поврежденные зубья;
  • потеки масла.

Если наблюдаются такие признаки, необходимо проверить деталь и быстро заменить, чтобы не порвалась.

Признаки износа ГРМ
Недопустимое состояние ремня ГРМ.

Как часто необходимо заменять ремень ГРМ

Рекомендуемый интервал замены зависит от спецификаций производителя, марки автомобиля. Хотя есть общие рекомендации.

В зависимости от пробега

Если автомобиль достигает рекомендуемого интервала пробега до указанного срока, нужно заменить деталь, даже если она визуально кажется неповрежденной. Это каждые 96–160 тыс. км.

В зависимости от сроков эксплуатации

Если автомобиль достигает срока до указанного интервала пробега, компонент надо поменять, даже если значение ниже рекомендуемого диапазона. Стандартный период – 5–7 лет.

Последствия обрыва ремня ГРМ в автомобиле

Ремень синхронизирует движение распределительного, коленчатого валов. При обрыве произойдет столкновение клапанов и поршней. Погнутые детали, поврежденные головки цилиндров считаются самыми распространенными последствиями, что ведет к поломке двигателя.

Ремонт ремня ГРМ своими руками

Замена детали – сложная задача, требующая знаний механики, инструментов и опыта. Ошибки приводят к повреждению двигателя, ремонт которого обходится дорого.

Важно изучить руководство по обслуживанию с учетом марки автомобиля, поскольку процедура различается.

Общие действия:

  1. Собрать необходимые инструменты. Например, набор торцевых головок, динамометрический ключ, устройство для натяжения устройства.
  2. Подготовить машину. Припарковать автомобиль на ровной поверхности и включить стояночный тормоз.
  3. Отсоединить аккумуляторную батарею, чтобы предотвратить случайный запуск двигателя.
  4. Снять крышку мотора, вспомогательные агрегаты и другие детали, чтобы получить доступ.
  5. Найти крышку ГРМ, которая стандартно изготавливается из пластика, металла.
  6. Отвинтить болты, фиксирующие кожух. Снять крышку, стараясь не повредить компоненты.
  7. Ослабить натяжение, снять старый ремень. Предварительно найти установочные метки на шестернях, звездочках распределительного и коленчатого валов. Они обеспечивают правильное выравнивание, синхронизацию. Стоит записать или отметить положения.
  8. Установить новый элемент на шестерни, звездочки, убедившись, что он правильно совмещен с метками.
  9. Натянуть его. Чрезмерное или недостаточное усилие приводит к проблемам с производительностью, преждевременному износу детали.
  10. Установить крышку и другие компоненты, которые сняты ранее. Убедиться, что крепежные элементы затянуты с указанными значениями крутящего момента.
  11. Дважды проверить синхронизацию, для чего провернуть двигатель вручную (в соответствии с инструкциями руководства по обслуживанию), чтобы убедиться, что установочные метки на шестернях, звездочках правильно совмещены.
  12. Снова подключить аккумулятор, запустить двигатель. Нужно прислушаться к любым ненормальным шумам.

Это общий регламент, поэтому может не охватывать всех шагов, необходимых для замены ремня, поскольку процесс зависит от машины. Если владелец не уверен либо не хватает необходимых инструментов и опыта, лучше обратиться в сервисный центр.

Ремень – важный компонент для точной синхронизации распределительного, коленчатого валов.

Регулярное техническое обслуживание, включая своевременную замену, предотвращает потенциальное повреждение мотора. При признаках износа нужно проверить и поменять устройство, чтобы поддерживать производительность и надежность двигателя.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий