Что такое термостат в машине, понимает большая часть автомобилистов, хотя многие и не видели вживую данный элемент, спрятанный в системе охлаждения. Неисправности в работе прибора могут привести к нежелательным последствиям, поэтому важно научиться своевременно их обнаруживать и устранять.
Что такое термостат в машине простыми словами
Прибор представляет собой пробку с автоматическим запором, открывающую либо закрывающую доступ к цилиндрам для остужающего состава. Обнаружить его возможно между радиатором и двигателем автомобиля.
Для чего нужен и за что отвечает
Термостатом называют элемент регулирующего устройства, используемый для измерения температуры системы и обеспечивающий ее поддержание в заданных пределах. Аналогичные приборы можно обнаружить и в бытовой технике, например в холодильниках.
Установка термостата в автомобиль требуется по 2 причинам. Во-первых, в холодное время года устройство позволяет прогреть двигатель, нагнать теплый воздух в салон. Во-вторых, летом, в жару, предотвращает перегрев мотора.
Термостат делает автомобильные выхлопы менее токсичными, снижает расходы горючей смеси.
Из чего сделан
Корпус прибора изготавливают из стали. Цилиндр с чувствительным к изменениям температурного режима наполнителем может быть медным либо латунным.
Конструкция
Термостат изготавливают из нескольких составных частей:
- 2 патрубков на вход. Первый отвечает за большой, а второй – за малый круг. Требуются для пропуска охлаждающего состава из радиатора в устройство.
- 1 патрубка на выход. Ведет к цилиндрам.
- Чувствительного к колебаниям температуры элемента. Деталь реагирует как на увеличение, так и на уменьшение показателя.
- Клапанов. Реагируют на состояние термочувствительного элемента. Либо перекрывают проход охлаждающей жидкости, либо отворяют таковой.
- Корпуса. Созданная из металла полость, окружающая прочие элементы.
Принцип работы
Если температура двигателя невысока, чувствительный элемент пребывает в покое. При этом жидкость движется лишь вокруг цилиндров и головки. При нагревании элемент срабатывает, что приводит к открытию главного клапана. Жидкость перетекает в большой круг. Состав омывает помпу, радиатор, рубашку мотора, благодаря чему детали остывают.
При какой температуре открывается
Чаще всего клапан открывается при температуре +75…+90° С. Точное значение зависит от модели автомобиля. Обнаружить показатель можно на маркировке.
Причины неисправности термостата
Поломки терморегулятора обусловлены рядом причин.
Коррозия
Коррозия приводит к некорректной работе прибора. Отдельные элементы могут утрачивать подвижность, заклинивать. Из-за этого нарушается движение антифриза. Перегревшиеся детали не охлаждаются, возникает риск перегрева мотора. Возможна и ситуация, когда из-за коррозии в холодное время года двигатель не удается прогреть до рабочей температуры, что делает использование машины невозможным.
Если прокладки между элементами прибора изотрутся от старости, возможна протечка. Резиновые элементы могут пострадать и от масла, попавшего в охлаждающую жидкость: оно растворяет материал.
Перегрев двигателя
Если термостат заклинивает в закрытом либо полузакрытом положении, двигатель перегревается даже при медленной езде. Проблема возникает при любой положительной температуре, иногда даже при небольшом похолодании ниже 0° С. Езда на автомобиле становится опасной.
Некачественный или старый антифриз
Использование антифриза плохого качества отрицательно влияет на работу системы.
Охлаждающая жидкость может не выполнять свои функции, плохо справляться с задачей. Мотор при этом перегревается. Старым антифризом тоже пользоваться не стоит: свойства состава меняются, что приводит к проблемам при эксплуатации.
Признаки поломки устройства
К косвенным признакам поломки относятся:
- долгое прогревание салона в холодное время года;
- невозможность завести двигатель зимой;
- высокий расход топлива.
Кроме того, перегревается мотор.
Как проверить термостат на работоспособность
Заведите холодный автомобиль, затем откройте капот. Отыщите толстые шланги, присоединенные к радиатору, осторожно прикоснитесь к ним ладонью. В норме через 5–7 минут после запуска мотора они не должны нагреться. Если температура поднялась даже ненамного, термостат необходимо заменить.
Процесс замены термостата
Процесс замены прибора отличается в зависимости от модели транспортного средства:
- Разместите авто так, чтобы передняя ось располагалась горизонтально, при этом возвышалась над задней.
- Зафиксируйте колеса, переведите авто на ручник.
- Откройте кран в нижней части радиатора, чтобы слить антифриз.
- Отворите верхнюю крышку.
- Снимите патрубок, чтобы обеспечить доступ к термостату. Извлеките элемент.
- Замените прокладку, а потом и сам прибор.
Проделайте перечисленные действия в обратном порядке.