Тормозная жидкость: в каких случаях и как часто нужно менять

тормозная жидкость

Тормозная жидкость обеспечивает безопасную и бесперебойную работу транспортного средства (ТС), приводит в действие внутренние механизмы, снижает трение между дисками и колодками. Производители выпускают смеси для разных эксплуатационных условий, температурных режимов: масляно-спиртовые, силиконовые и др.

Тормозная жидкость – что это

Это специальный технический раствор, предназначенный для заполнения гидравлической системы легковых и грузовых машин, мотоциклов, некоторых велосипедов, необходимый для преобразования усилия транспортного средства. Специально разработанный состав позволяет ей не замерзать в морозную погоду и не закипать при нагревании.

Для чего нужна

Ее заливают в тормозную систему для:

  • запуска механизмов;
  • создания трения между колодками и дисками;
  • замедления движения машины;
  • передачи усилия от главного цилиндра к колесным дискам;
  • поддержания бесперебойной работы внутренних механизмов в любых эксплуатационных условиях;
  • увеличения периода службы мотора и пр.

Свойства

Основные характеристики:

  1. Гигроскопичность. Из-за того что тормозная жидкость впитывает влагу при эксплуатации, заменять ее необходимо не позднее 1 раза в 2 года. При высокой концентрации воды в смеси увеличивается риск отказа тормозной системы.
  2. Температура кипения. Высокая снижает возможность образования паровой пробки в тормозной системе. Максимальный показатель достигает около +350°С.
  3. Вязкость. Определяет способность свободно прокачиваться по системе ТС. При колебаниях температур должна соответствовать проходным параметрам в узлах и деталях гидросистемы машины, заданных компанией-изготовителем. Застывшая тормозная жидкость может заблокировать работу ТС.
  4. Воздействие на металлы. Детали из алюминиевых, стальных сплавов не должны повреждаться коррозией. При негативном воздействии состава на поршни и другие металлические элементы двигатель быстро износится, гидропривод перестанет функционировать.
  5. Стабильность. Тормозные жидкости должны быть устойчивы к окислению кислородом, воздействию повышенных температур. Продукты окисления жидкости могут разъедать компоненты системы машины.
  6. Смазывающие характеристики. Жидкость должна покрывать рабочие поверхности цилиндров, манжет и т.д. Стабильные смазывающие свойства раствора обеспечат бесперебойное функционирование двигателя.
  7. Воздействие на резину. Уплотнители в моторном отсеке не должны давать усадку, снижать пластичность, прочность в пределах стандартов. Изменение размера резиновых деталей приводит к затруднению перемещения поршней, замедлению движения автомобиля.

Преимущества и недостатки

Достоинства использования:

  • поддержка стабильного рабочего состояния тормозной системы;
  • снижение риска повреждения деталей;
  • предотвращение перегревания и быстрого износа элементов ТС;
  • поддержка плавного хода и остановки автомобиля;
  • широкий выбор жидкостей по техническим параметрам;
  • обеспечение безопасной эксплуатации машины в разных погодных условиях.

Недостатки:

  • необходимость в регулярной замене;
  • повышение износа прокладок и резиновых элементов.

Химический состав

Тормозная жидкость по регламенту состоит из следующих компонентов:

  1. Основы. Содержит полигликоли (продукты полимеризации спиртов с окисями пропилена, этилена). Уменьшает трение рабочих механизмов, снижает риск деформации металлических элементов и пр. Процентное содержание базы – около 30%.
  2. Растворителя. Состоит из борной кислоты и полиэфиров. Предназначен для равномерного распределения компонентов в технической смеси. Доля растворителя по нормативам составляет около 60–90%.
  3. Антикоррозийных добавок. Предназначены для улучшения технических параметров. Включены в раствор в количестве до 2–5%. Позволяют предотвратить окисление, разрушение покрытий из стали, латуни, меди, снизить образование продуктов распада в жидкости.
Состав
Тормозная жидкость состоит из нескольких компонентов.

Типы тормозной жидкости

Виды по составу:

  • силиконовые;
  • масляно-спиртовые;
  • гликолевые и др.

По свойствам, техническим характеристикам жидкость подразделяют на следующие классы:

  • DOT3;
  • DOT4;
  • DOT5;
  • DOT5.1 и т.д.

Масляно-спиртовая

Состоит из смеси бутилового спирта касторового масла. Смесь бурого цвета, часто с большим сроком эксплуатации. Отличается низкой гигроскопичностью, небольшой агрессивностью к деталям ТС, подходит для использования в машинах старого типа.

Тормозной раствор не разъедает уплотнители, резиновые шланги, краску на металлических поверхностях.

Недостатки жидкостей:

  • невысокая температура кипения;
  • несовместимость с некоторыми современными автомобилями;
  • высокая вязкость.

Гликолевая

Создается на основе полиэфиров борной кислоты и полиэтиленгликолей. К преимуществам раствора относят хорошую вязкость, высокую температуру кипения, наличие экологически безопасных присадок.

Гликолевую жидкость выпускают под маркировками DOT 3–DOT 5.1. Соотношение смазочных ингредиентов, полигликоль-эфиров в ней соответствует нормативам качества на международном и отечественном рынках.

Недостатки раствора:

  • высокая гигроскопичность;
  • сравнительно небольшой срок эксплуатации;
  • негативное воздействие на уплотнители, элементы из резины.
DOT 3
Тормозная жидкость DOT 3 .

Силиконовая

Изготавливается на базе кремний-органических соединений. Используются в современных машинах. Не повреждает резиновые элементы, металлические поверхности и детали. Сохраняет эксплуатационные характеристики в т.ч. в морозную погоду.

Температура кипения силиконовых растворов составляет больше +350°С.

Преимущества:

  • стабильный уровень вязкости;
  • высокая температура кипения;
  • низкий уровень гигроскопичности;
  • устойчивость к пониженным температурам (до -100°С);
  • инертность к основным материалам ТС (металлам, красителям, уплотнителям).

Недостатком силиконовых жидкостей эксперты называют их небольшие смазывающие характеристики.

Как правильно применять

Тормозные растворы, выпускаемые разными компаниями, имеют специфические правила использования, которые указаны в инструкциях к ТС. Жидкости на базе силиконов не сочетаются с гликолевыми смесями. Их меняют с периодичностью, указанной компанией-изготовителем.

Технический раствор DOT 5.1 нейтрален к деталям из резины, не повреждает окрашенные поверхности и металлические комплектующие. Раствор класса DOT 3 при -40°С поддерживает уровень вязкости не больше 1 500 мм²/с и сохраняет высокую гигроскопичность.

Можно ли смешивать

При использовании, смешивании химических составов важно учитывать их совместимость, технические параметры. Основу жидкости изготовитель указывает на упаковке.

При неправильном подборе растворы расслаиваются, образуют осадок, ухудшающий эксплуатационные характеристики ТС.

DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 можно сочетать, однако запрещается смешивать их с техническими жидкостями LHM и DOT 5. Российские тормозные растворы "Нева", "РосДОТ", "Томь" и иностранные полигликолевые смеси можно использовать в разных пропорциях. Гликолевые смеси несовместимы с касторовыми.

Специалисты советуют предварительно провести проверку сочетаемости разных составов в пропорциях 1:1. При отсутствии осадка, расслоения, изменения цвета раствор годен для эксплуатации.

В каких случаях нужно заменить

На срок замены влияют:

  • эксплуатационные условия (климат, стиль вождения);
  • тип тормозной системы;
  • состав и класс средства.

Стандартами предусмотрены плановые ТО по рекомендациям от производителя. Осматривать и заливать новую жидкость необходимо не реже 40 тыс. км автопробега. Для спортивных машин и ТС премиальной категории ее обновляют через 20 тыс. км пробега (из-за повышенных нагрузок).

Замена
Проверка жидкости тестером.

Критерии выбора

При выборе продукции специалисты советуют учитывать:

  1. Температуру кипения. Показатель влияет на безопасность эксплуатации тормозов машины. У раствора с высокой температурой более продолжительный срок использования.
  2. Кинематическую вязкость. Стандартом эксплуатации является способность состава функционировать в машине при минусовых температурах. Жидкость пригодна к использованию, если при -40 °C сохраняет стабильный уровень вязкости. Это позволяет предотвратить застывание раствора в холодную погоду.
  3. Коррозионную активность. Повреждение тормозной системы происходит при повышенной влажности рабочих растворов. Показатель гигроскопичности указывается производителем на упаковке.
  4. Смазывающие свойства. Жидкость с высокой концентрацией маслянистых компонентов снижает износ тормозных колодок и системы управления АБС. Улучшая состав, производитель добавляет присадки, уменьшающие трение деталей.

Как часто нужна замена

Замена тормозной жидкости необходима при:

  • длительном сроке эксплуатации, загрязнении;
  • ремонтных работах в тормозной системе, требующих прокачки шлангов, трубок;
  • снижении рабочих характеристик тормозов;
  • недостаточном объеме раствора в бачке и пр.

Проверить ее можно с помощью тестеров либо при визуальном осмотре. Стандартно смена раствора производится 1 раз в 2 года.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий