При покупке транспортного средства обращают внимание на характеристики узлов и агрегатов: трансмиссия повышает надежность автомобиля. Технические параметры конструкции включают: количество агрегатов, вместимость системы управления, объем цилиндров двигателя.
Трансмиссия – что это
Трансмиссия (простыми словами) – это силовое усилие, обеспечивающее следующие функции автомобиля:
- плавное торможение;
- разгон до необходимой скорости;
- оптимальные режимы работы мотора;
- долговечность синхронизаторов к пробегу 120–150 тыс. км.
Для чего предназначен комплекс устройств
Совокупность узлов и агрегатов обеспечивает продвижение крутящего момента от мотора к ведущим колесам. Устройства продлевают срок эксплуатации двигателя, устраняют избыточные нагрузки. Например, сцепление предотвращает разрушение КПП при нагрузках, вызванных неисправностью оборудования.
Общие составные части
В состав модулей для передачи движения от двигателя к ходовой части авто входят:
- сцепление;
- КПП;
- приспособление для распределения силы вращения;
- раздатка;
- поперечный вал;
- редуктор;
- дифференциал.
Составные части КПП обеспечивают высокие экономические качества машины за счет уменьшения количества передач, снижение силовой нагрузки, необходимой для их переключения.
Сцепление
Устройство, передающее энергию двигателя к колесам, находится между мотором и трансмиссией.
В его состав входят следующие агрегаты:
- корзина, прикрепленная к обратной стороне диска;
- маховик;
- спираль, снижающая вибрацию;
- пружина Бельвиля.
Главные функции сцепления:
- защита узлов от износа;
- плавное переключение агрегатов.
Различают следующие типы сцепления:
- электромагнитное;
- гидравлическое с фрикционным компонентом;
- с тросовым приводом.

Коробка передач
Часть трансмиссии включает следующие модули:
- КПП;
- кардан;
- задний мост и сцепление.
Механическая КПП оснащена ступенчатым редуктором.
Устройство для преобразования механической энергии обладает следующими достоинствами:
- низкой стоимостью;
- длительным сроком эксплуатации;
- доступностью для ремонта.
Недостатки автоматического устройства – это низкий КПД и высокая стоимость (от 30 000 до 280 000 руб.)

Главная передача
Важный элемент трансмиссии авто для окончательного преобразования силы вращения и снижения нагрузки на сцепление.
Главный модуль крепится вблизи рулевого колеса с помощью фиксирующей детали. В авто устанавливают главные пары (ГП) с ведомым и ведущим зубчатым шкивами.
Основные достоинства узлов и агрегатов:
- надежность;
- небольшой вес;
- малые габариты;
- технологичность;
- вибрация до 3000 об/мин;
- высокий КПД;
- несложное техническое обслуживание.
.jpg)
Валы привода колес
Устройства необходимы для транспортировки силы вращения от центрального модуля к передним и задним колесам.
На легковых автомобилях применяют 2 типа привода:
- полуоси;
- агрегат с шарнирами для изменения угла поворота.
Компонент машины, отвечающий за ее перемещение, включает следующие детали:
- ведущий вал;
- водило редуктора;
- 2 главных зубчатых колеса.
Ведущий вал связан с шестерней и закреплен на основной корпусной детали авто с помощью роликовых сборочных узлов.
Редуктор
Блок предназначен для передачи силы вращения от коленчатого вала к колесам.
Коробка раздаточного устройства (редуктор) укомплектована основными деталями:
- приспособлением с винтовым соединением;
- подшипниками;
- уплотнениями для прижима подвижных деталей.
Передний редукторный ящик расположен в КПП и соединен с задним преобразующим агрегатом при помощи карданного вала.
.jpg)
Дифференциал
Устройство предназначено для передачи усилия от двигателя на ведущую ось передних и задних колес автомобиля.
В состав дифференциала входит следующее оборудование:
- корпус;
- зубчатые колеса (сателлиты);
- единый стрежень для распределительного узла;
- шестерни приводного вала.
Переднеприводные машины оснащены несколькими механизмами передачи силы вращения. Они установлены в КПП.
Различают следующие типы дифференциалов:
- цилиндрические;
- в форме конуса;
- червячные.

Виды автомобильных трансмиссий
В легковых авто устанавливают разные механизмы для передачи движения от мотора к колесам.
Узлы заднеприводной машины укомплектованы:
- сцеплением;
- КПП;
- карданом;
- полуосями;
- дифференциалом.
В состав модуля с приводом на переднюю ось входят:
- сцепление;
- КПП;
- главный преобразователь крутящей силы.
Механическая
5-ступенчатый комплекс находится в корпусе на задней части двигателя.
В состав модуля входят:
- устройство переключения;
- шестерни;
- агрегат для транспортировки вращательного движения.
Комплексные устройства обеспечивают задний ход машины благодаря реверсному вращению.
В состав модулей для передачи движения от двигателя к колесам входят:
- зубчатая деталь сцепления;
- шестерня вторичного и промежуточного вала.

Гидромеханическая
Комплекс приспособлений обладает следующими достоинствами:
- оборудован устройством для автоматической регулировки скорости вращения;
- ликвидирует пульсацию, предающуюся от двигателя к придаточному механизму.
В состав трансмиссии входят:
- гидротрансформатор;
- КПП с планетарным механизмом.
Водяная система смазки и управления выполняет следующие действия:
- обеспечивает питание водяного трансформатора;
- регулирует фрикционные тормоза.
Устройство с водяной системой охлаждения крепится к маховику мотора.

Гидростатическая
В замкнутую гидравлическую систему вмонтировано несколько преобразователей. Группа компонентов передает механическую энергию от мотора к исполнительному агрегату (колесу).
В состав модулей входят:
- гидравлический привод;
- насос;
- устройство для передачи мощности.

Гидравлическая
Комплекс механизмов обладает следующими достоинствами:
- небольшим весом;
- высоким КПД;
- большим диапазоном регулировки скорости.
В состав передающей системы вращательного движения входит следующее оборудование:
- гидропривод;
- сцепление;
- объемный насос.
Гидравлическая трансмиссия осуществляет передачу мощности двигателя на колеса транспортного средства. В ее состав входят гидродинамическая и гидростатическая передачи.

Электромеханическая
Комплекс узлов и механизмов устанавливают на следующих транспортных средствах:
- тракторах;
- бульдозерах;
- военных гусеничных машинах и пр.
Достоинства электромеханической коробки передач (ЭКП):
- бесступенчатое управление скоростью движения авто;
- повышенная производительность двигателя;
- экономия топлива;
- увеличение срока эксплуатации мотора;
- предупреждение вибрации ходовой системы машины;
- уменьшение выброса обработанных газов;
- увеличение токового коэффициента полезного действия.
В состав электромеханической системы входят:
- генератор;
- асинхронный двигатель с микропроцессором;
- силовой переключатель постоянного тока;
- устройство управления верхнего уровня с индикатором.
В тракторах мощностью 350 л. с. монтируют электрическую трансмиссию, оборудованную переключателем передач.

Правила эксплуатации
Водитель соблюдает следующие правила использования машины:
- Прогревает автоматическую коробку передач, включая режимы для быстрого повышения температуры трансмиссионного масла.
- Начинает движение только после выключения АКП.
- Не увеличивает скорость на первых 5–10 км.
- Не допускает пробуксовки колес.
- Не тянет другой автомобиль с помощью гибкой сцепки.
- Фиксирует селектор в положении «Паркинг» при остановке.
- Не пользуется режимом «Драйв» до полной остановки машины.
Основные признаки поломок
Чтобы произвести простой ремонт, необходимо знать возможные неисправности трансмиссии:
- Резкое падение давления во всех агрегатах вызвано попаданием посторонних элементов в клапаны перепускного устройства.
- Снижение масляного показателя в КПП. Причина поломки: низкий уровень топлива в гидросистеме.
- Уровень давления составляет 5 кгс/см². В этом случае заклинивает золотник.
- Превышение температуры масла в КПП.
- Отсутствие переключения в автоматическом комплексе узлов.
- Прекращение работы диапазона заднего хода на автомобиле.
Для установления неисправности водитель проводит тщательную диагностику всех узлов трансмиссии.