Загорелся чек двигателя (engine check ): что это значит, причины и что делать

чек

Когда на щитке приборной панели без видимых причин активизируется значок двигателя, первой реакцией становится растерянность. Теперь придется отложить все дела и отправиться на СТО. Но check engine не всегда означает выход машины из строя. Если знать несколько важных вещей, удастся самостоятельно понять причину, по которой загорелся чек, и даже устранить ее.

Когда загорается check engine

Горит кнопка check engine

Перевод слова check на русский – проверка. Активизация значка двигателя на приборной панели не обязательно сообщает о поломке мотора.

Почему светится checking:

  1. Идет проверка электронной начинки перед поездкой.
  2. Обнаружены отклонения от нормы в показателях давления.
  3. Обнаружена разгерметизация топливной системы.
  4. Во время поездки идет перегрев.
  5. Другие неисправности и ошибки в работе двигателя.

Почему на автомобиле загорелся чек двигателя

Иконка со значком двигателя на приборной панели активизируется по разным поводам, но пять из них — самые частые. Диагностическая система авто сама не определяет, почему загорелся чек проверки двигателя.

Все зависит от опытности и осведомленности автовладельца. Если он знает, что проверить, день пройдет по плану, и не придется тратить деньги и время на станции техобслуживания.

Низкое качество топлива

Автозаправка

В первую очередь стоит думать об этом, причем не в момент, когда чек двигателя уже светится, а всегда. Например, если индикатор загорелся после заправки.

Двигатель перегрелся

Перегрев двигателя

Значок check двигателя на приборной панели активизируется при нарушениях, которые ведут к перегреву.

Рекомендуется остановиться, включить аварийку, поставить знак вынужденной остановки, вызвать ремонтников.

В сервисе:

  • делают диагностику
  • заливают охлаждающую жидкость
  • замеряют давление.

Во многих автомобилях запрограммирован алгоритм защиты:

  1. При повышении температуры ОЖ стрелка переходит в красную зону – это намек водителю на необходимость остановки.
  2. Если движение продолжается, загорается значок двигателя на приборной панели.
  3. При отсутствии остановки электронный блок прекращает подачу топлива в два цилиндра и ограничивает максимальное количество оборотов.
  4. После этого происходит аварийное отключение мотора.

Перегорели свечи или реле

Реле свечей накаливания

Свечи зажигания играют главную роль в процессе воспламенения топлива. При их неисправности искра отсутствует, подается неправильно, нарушен интервал подачи. Это определяется по легким толчкам, когда авто трогается с места.

Это расходный материал, который требуется заменять регулярно. У ТС, выпущенного до 1996 года, периодичность составляет 25-30 тысяч километров. В машинах поздних поколений срок службы свечей возрос до 150 тысяч, но величина эта является относительной. На срок годности влияет манера вождения, качество бензина и другие факторы.

Даты замены свечей нужно фиксировать. Тогда сразу видно, стоит заниматься этим или поискать другую причину. А если уже были проблемы, связанные с зажиганием, то сомнений станет меньше.

Освоение несложной технологии самостоятельной замены свечей сэкономит немало денег. Если убрать проблему заранее, чек двигателя останется отключенным.

Они расположены под капотом, для работы с ними нужен свечной ключ. Плюс рекомендуется осматривать провода и предупреждать их выход из строя. Это предохранит внутренние системы, а также катализатор отработки выхлопа.

Нет контакта с датчиками

Лямбда зонд

В машине много приборов, но если периодически загорается моторный чек, проверить стоит в первую очередь кислородный или лямбда зонд. Он входит в цикл выработки выхлопных газов и контролирует сгорание кислорода в камере сгорания. От него зависит расход топлива и мощность работы мотора. На неисправность зонда реагирует чек двигателя, начинает гореть.

В системе авто обычно устанавливают 2-4 кислородных измерителя. Определить среди них поврежденный можно самостоятельно, с помощью сканера ошибок для машины. При отсутствии такого устройства в арсенале придется идти на станцию техобслуживания.

Игнорирование неправильной работы лямбда зонда приводит:

  • к выходу из строя катализатора
  • перерасходу топлива
  • повышению СО2 в выхлопе.

Прибор достаточно дорогой, но его часто устанавливают своими руками.

Не у всех машин появится горящий чек, но двигатель начнет работать намного слабее. Если долгое время не менять кислородный зонд или пропускать сроки замены свечей, то выйдет из строя катализатор отработки выхлопа. Самостоятельно заменить его сможет только человек с навыками и знаниями.

Контроллер расхода воздуха

Есть еще один прибор, при неисправности которого загорается индикация. Это контроллер массового расхода воздуха, оценивающий общее количество воздуха, поступающего к мотору. Нарушения в его работе приводят:

  • к снижению мощности
  • изменению характера движения
  • повышению расхода топлива
  • увеличению доли СО2 в выхлопе
  • проблемам с запуском авто в морозную погоду.

Контроллер выйдет из строя при неправильно установленном воздушном фильтре или при пропуске срока его плановой замены. Хотя машина продолжит ездить, возрастут расходы на горючее. Стоимость нового не превышает 12000. Замена стоит недорого.

Открыты лишние крышки

Люк бензобака

Иногда причина Check engine бывает прозаичной. Все приборы исправны, свечи в порядке, но водитель после заправки накануне не закрыл крышку топливного бака. Отсутствие герметичности приводит к возрастанию расхода топлива, о чем авто просигналит с помощью чек энджин.

Если нет рывков при запуске автомобиля, стука, гула и других признаков неправильной работы систем машины, то стоит подумать о крышке бензобака. Лючок открывают, а потом еще раз закрывают, тщательно затянув. Индикация исчезнет, когда восстановится герметичность.

Крышку периодически меняют на новую – в качестве профилактики.

Есть механические повреждения

Коленвал со вкладышами

Индикатор на панели провоцируют также механические повреждения.

Чаще всего страдает лямбда-зонд, который подвергается перепадам температур и механическому воздействию. Это приводит:

  • к сломанной нагревательной части
  • обрыву цепи
  • отсутствию сигнала.

Катализатор часто ломается из-за низкого качества топлива. Трещины, оплавленные участки также относятся к механическим повреждениям.

Если у машины вместе с чеком движка загорелся сигнал давления масла, причина не обязательно в утечке. Индикатор загорается при физическом повреждении – смещении вкладыша коленчатого вала. Движение при таком повреждении обычно приводит к полному выходу мотора из строя. О серьезности положения сообщает появившийся металлический стук.

Механическими повреждениями сопровождаются нарушения в работе любого прибора. Даже разгерметизированная топливная система часто возникает из-за трещин в крышке бензобака. В этом случае ее придется немедленно заменить.

Целесообразно контролировать работу сотрудников СТО во время чистки мотора. Были случаи, когда после мойки двигателя загорался чек, а потом автомобиль глох прямо посреди дороги из-за залитых водой свечей и проводки или потери связи электронного блока с измерителями.

Важный признак механического повреждения — появление посторонних звуков.

Когда ехать можно, а когда нет

Аварийная остановка

Check engine загорается не обязательно на парковке у дома. Нередко чек начинает мигать или гореть ровно на полпути на дачу. Лучше всего до определения характера неисправности остановиться, попытаться вызвать эвакуатор.

Вдали от цивилизации придется продолжить движение. В большинстве случаев ошибка двигателя загорается при проблемах, которые этому не препятствуют. С разболтанными контроллерами кислорода и воздуха некоторые ездят, не обращая внимания на увеличение расхода топлива. Те же последствия при езде с разгерметизированным топливным баком.

Вот если неполадки с датчиками длятся уже долго, значок двигателя на панели приборов горит и постоянно об этом напоминает, то опасность угрожает катализатору. Когда это случится, движение станет невозможным.

Если вместе с иконкой мотора горит еще какой-нибудь указатель, определить повреждение, а иногда даже разрешить проблему на месте, становится проще. Подсветка давления показывает недостаток масла, температуры – снижение уровня охладителя. Если пополнить их, сигнал погаснет.

Если задача не решается так легко, придется добираться до ближайшей станции ТО.

Придется ехать осторожно, не перегружая машину:

  • только на низкой скорости, до 60
  • равномерно, не разгоняясь
  • не увеличивая и не снижая резко обороты
  • переключая передачи как можно реже
  • выключив оборудование, кроме необходимого для движения.

Рекомендуется сделать остановку для проверки уровня масла и охладителя. Под капотом нужно все осмотреть на предмет масляных потеков.

Но все равно, при отсутствии возможности понять источник неприятностей, поездка является рискованным предприятием.

Степень риска зависит от состояния машины на момент активизации чека.

  1. Авто звучит и работает как всегда. Индикатор горит ровно – ехать можно, мигает – нельзя.
  2. Поездка отменяется, если появились вибрации, запахи, звуки.
  3. Если появились другие мигающие лампочки, то ехать не стоит.
  4. Упали обороты и тяга, но чек горит ровно – ехать можно. Мигает – нельзя.

Как обнулить ошибки самому

Этот индикатор способен испортить настроение, особенно, когда в его появлении виноват обычный сбой в электронной системе, или чек мигает после устранения неисправности.

В этом случае обращаются на СТО – там уберут нервирующее свечение.

Есть также экономный народный способ убрать индикацию чека двигателя – сброс клеммы с минусом на 20 секунд. Если под миганием нет серьезной проблемы, то диод погаснет. Но если это не произвело эффекта, или check engine вновь замигал спустя время, то лучше ехать к СТО на диагностику.

Как продиагностировать самому

Определять, что нужно машине, и что значит, когда горит чек, экономные водители учатся. Для этого нужен ноут с соответствующим софтом. Его подключают к электронному управляющему блоку авто и считывают данные об ошибках.

Доступно введение внешних команд или сброс ошибок. Компьютер или специальное устройство присоединяется к диагностическим разъемам напрямую или через переходники.

В этом вроде бы простом способе есть особенности – чтобы читать свою машину, надо знать довольно много. Сложность составляют также коды ошибок. Расшифровки составляются иногда по годам выпуска авто.

Поэтому нужно обзавестись набором стандартных кодов, используемых при диагностике (Diagnostic Trouble Code). Его берут из специальной литературы по ремонту автомобилей. Иногда его выгружают знатоки на форумах, посвященных конкретным моделям.

Проще и доступнее выглядит способ с использованием смартфона и адаптера Bluetooth. Устанавливается программа, которая получает информацию от систем авто. Есть бесплатные или платные версии. Нередко удается удалить ошибку и убрать чек двигателя без лишних затрат.

Но самым надежным способом все-таки остается СТО. Специалисты обычно точнее определяют, что означает индикация, и почему горит чек на торпеде машины.

Что можно сделать самостоятельно для диагностики

Для человека, имеющего некоторое понятие о внутреннем устройстве авто, индикация Check engine – не повод для паники, а проверка движка, четко по переводу.

Форсунки

Чистка форсунок

Могут спровоцировать сигнализацию, если засорились и покрылись слоем осадка. Поддаются очистке. Попутно проверяют свечи.

На форсунки думают при таких симптомах:

  • двигатель работает вполсилы
  • при запуске глохнет
  • разгон идет рывками
  • возрос расход топлива.

Давление

Измерение давления масла манометром

Для измерения нужен манометр.

Стандартным значением является 3 атмосферы, но лучше проверить по техпаспорту ТС.

  1. Давление сначала нормальное, а потом понижается – засорились форсунки.
  2. Постоянно низкое — не работает бензонасос.

Изоляция проводки

Проверка изоляции проводки

Проверяется не визуально, а с тестером в режиме омметра. Минимальное допустимое значение – до 0,5 Мом.

Когда не нужно беспокоиться

Если кнопка check engine зажигается после поворота ключа зажигания, а потом гаснет, можно не переживать. Система диагностируется перед началом работы, ведь перевод слова «check» – проверка.

Сергей Романов

Владелец двух автосервисов: один выполняет срочные работы по ремонту подвески, двигателей, навесного оборудования, второй сервис по кузовному ремонту и покраске. Начинал сам автослесарем. потом переквалифицировался на установку сигнализаций, сейчас сам работодатель и эксперт.

AutoSoda
Добавить комментарий